Опубликовано: 2.02.2022
Авторское право для бизнеса работает не так, как для самих авторов. В законе написано, что автор — это человек, который лично своим творческим трудом создал произведение, и с этого же момента у него появляются авторские права. Чтобы у фирмы возникли права на разработку, нужно подписать договоры с авторами и получить права у них.
Если авторы не передали исключительные права компании по письменному договору, они могут делать со своими объектами что угодно: продавать, передавать, публиковать в открытом доступе. И неважно, что за эти разработки уже кто-то заплатил.
Более того, если в договоре не прописаны условия передачи прав на произведение, бизнес сможет использовать его только один раз. Все последующие обращения придется оплачивать дополнительно. Давайте разберемся, как работает авторское право для бизнеса.
Что говорит закон
Авторское право автоматически возникает у автора в момент создания произведения. Как только первые строки написаны или нарисованы линии наброска, человек автоматически становится автором объекта, который создал.
Произведение — это объект авторского права. Текст, мелодия, код, чертеж и так далее. Одно условие — у произведения должна быть форма. То есть объект должен существовать на бумаге или на цифровом носителе, иметь физическое проявление.
Автор может распоряжаться интеллектуальной собственностью, как хочет: воспроизводить, копировать, распространять, перерабатывать. Ровно до тех пор, пока он является правообладателем своих произведений.
Разница между автором и правообладателем в том, что первый создал произведение, а второй получил на него права.
Даже если автор передал право на единоличное использование произведения, он все равно остается автором и может спокойно говорить, что именно он создал произведение. Авторское право неотчуждаемо, и по закону автор имеет право на имя, даже если подписано NDA (non-disclosure agreement, соглашение о неразглашении).
Как бизнесу получить все необходимые права от авторов
Если сотрудники или подрядчики участвуют в разработке продукта, они и создают объект, который защищается авторским правом. Чтобы законно пользоваться этим результатом, нужно стать правообладателем.
Передача прав на объекты от авторов к бизнесу происходит через подписание договоров, лицензионных соглашений или оферты. Не подписали договор — авторские права остались только у автора. Если бизнес хочет получить исключительное право на объект, договор должен отражать это в полной мере.
Договоры могут быть разными, но в них обязательно нужно предусмотреть следующее:
- Предмет договора. Описание произведения должно однозначно идентифицировать объект.
- Условия использования. Стороны должны четко понимать, как именно бизнес может пользоваться произведением: в течение какого срока, где именно произведение будет размещено и для каких целей.
- Количество использований. Например, если архитектор делает типовой проект дома для строительной компании — компания имеет право строить дом по этому проекту нескольким клиентам или только одному?
- Вознаграждение. Какую сумму, сколько раз и за какую услугу получает автор. Например, разовая оплата за полное распоряжение объектом автора или оплата за каждый факт сделки.
- Право на переработку. Организация должна понимать, вправе ли она создавать производные продукты на основе объекта.
Например, если копирайтер пишет статью для бизнеса, имеет ли компания право взять фрагмент статьи и выложить его как пост в инстаграм? Или перевести статью на другой язык? Или, если дизайнер делает иллюстрацию для сайта, имеет ли фирма право немного видоизменить ее и взять для обложки книги? Если в договоре не указан пункт о переработке, придется заново платить за каждый факт использования объекта.
Договор нужно подписывать с каждым автором, который создает произведение для компании. Тогда все, что создается внутри бизнеса, будет принадлежать ему.
Как защитить продукты бизнеса
После того, как официально получены права на произведения, можно думать об их защите. Теперь есть все основания распоряжаться объектом в своих интересах и пресекать недобросовестное использование своей собственности “пиратами” и конкурентами.
Чтобы блокировать нарушителей и выигрывать суды у недобросовестных конкурентов, нужно предоставить доказательства, что у бизнеса есть исключительные права на объекты. В качестве подтверждения прав можно использовать:
- Права, которые бизнес получил по договору от автора.
- Патент.
- Товарный знак.
- Свидетельство о депонировании.
Депонирование — фиксация файла в конкретный период времени. Если депонировать произведение в момент создания или до публикации в открытых источниках, появится точное подтверждение, что никто не владел файлом раньше, а значит, правообладатель тот, кто задепонировал.
Если автор не предоставил данные права, он может предъявить требования и аннулировать даже патент и товарный знак, например логотип. Поэтому, перед тем, как защищать объекты и получать свидетельства о депонировании или из Роспатента, важно получить права на все объекты, которые люди создают для компаний.
После того, как бизнес получил права на все произведения и защитил их, можно обращаться в суд и получать компенсации до 5 000 000 рублей за факты нелегального использования. Если есть свидетельство о регистрации интеллектуальной собственности, в том числе свидетельство о депонировании, — можно принимать произведения к учету как нематериальные активы.
А самое главное, бизнес может вкладывать деньги в свои продукты с полной уверенностью, что все разработки по праву принадлежат компании.
Выводы
- Авторское право неотчуждаемо и появляется у автора произведения в момент его создания.
- Автор — человек, который лично создал произведение творческим трудом. Правообладатель — юрлицо или человек, который получил на это произведение права.
- Если сотрудники или подрядчики создают произведения для бизнеса, они являются авторами и могут использовать объекты в личных целях, даже если бизнес за них заплатил.
- Если предприятие хочет единолично использовать объекты, необходимо письменно подписать договор с авторами.
- В договоре нужно описать условия, на которых произведение отходит от автора к компании.
- После того, как получены права на произведения, у организации есть полномочия для их защиты. Можно использовать любые доступные методы: патент, товарный знак или депонирование.
- Когда у фирмы есть подтвержденные доказательства своих прав на объекты, можно блокировать нелегальные копии, обращаться в суд по вопросам незаконного использования своей собственности и безбоязненно вкладывать средства в свой продукт.