Опубликовано: 18.04.2023
У малого бизнеса часто возникает потребность в юридической поддержке. Но у предпринимателей не всегда есть ресурсы на штатного специалиста, а сотрудничество с фрилансерами несет в себе немало рисков. О том, как оптимизировать расходы на услуги юриста без потери в качестве, расскажем в статье.
Вопрос юридической поддержки, как правило, не является проблемой для компаний среднего и крупного размера. Микропредприятиям и малому бизнесу приходится сложнее, ведь в среднем услуги штатного специалиста обходятся в 60 тысяч рублей в месяц. Держать сотрудника в штате экономически неэффективно, ведь для него просто нет такой загрузки. В этом случае предприниматели часто консультируются у знакомых-юристов либо ищут специалиста-фрилансера на разовые услуги.
Второй способ дешевле, чем устройство в штат (в среднем фрилансер берет от 10 тысяч рублей за одну задачу), но несет в себе больше рисков. Юрист может медленно отвечать на вопросы, а реальную квалификацию такого специалиста оценить сложно: всегда есть риск попасть на стажера или выпускника вуза без опыта.
В последнее время на рынке юридических услуг для бизнеса появляется все больше альтернатив. Популярность получают онлайн-платформы с комплексным сопровождением по подписке, а также автоматизированные инструменты для решения простых задач, например оформления документов. Есть бесплатные сервисы, с которыми каждый предприниматель может работать самостоятельно.
Выбор платформы напрямую зависит от задачи, которая стоит перед бизнесом.
Подготовка документов по готовым шаблонам
Бывает, что у предпринимателя нет потребности в специализированной юридической поддержке: ему просто нужно грамотно составить документ по шаблону. В этом случае на помощь приходят автоматизированные конструкторы документов, которые предоставляют готовые шаблоны, соответствующие законодательству РФ. Каждый пользователь даже без минимального опыта и знаний в юриспруденции может без проблем подготовить документ, просто заполнив недостающие данные.
Часто платформы предоставляют дополнительные опции и возможность оплаты как отдельных документов, так и оформления подписки. Клиенты банка ВТБ могут всего за 440 рублей подключить сервис «Конструктор документов». Также есть месячные и годовые подписки, позволяющие скачивать безлимитно любое количество юридически грамотных и проверенных шаблонов.
К плюсам таких онлайн-сервисов можно отнести работу 24/7, а также относительно низкую стоимость оформления документов. При этом стоит отметить, что если предпринимателю нужно подготовить договор с индивидуальными условиями, то просто шаблона может быть недостаточно. Скорее всего, понадобится консультация профессионального юриста.
Отслеживание налоговой отчетности
С 1 июля 2021 года операции по расчетным счетам приостанавливают, если юридические лица и ИП на ОСНО предоставляют налоговую отчетность с задержкой 20 дней и более. С заблокированным счетом невозможно проводить финансовые операции: выплачивать зарплаты сотрудникам, рассчитываться с поставщиками и контрагентами и др.
Для того, чтобы предприниматели не попадали в такие ситуации, ФНС запустила в личном кабинете налогоплательщика бесплатный раздел под названием “Как меня видит налоговая”.
В разделе можно отслеживать оценку двух рисков:
- Блокировка счета из-за задержки подачи налоговой отчетности. Здесь можно увидеть отметку о несданной отчетности и срок до блокировки операций.
- Риск блокировки в будущем. Сервис сам рассчитывает вероятность несвоевременной сдачи отчетности. Для этого он анализирует налоговую дисциплину предпринимателя за последние 3 года.
В 2022 году в раздел добавили вкладки с показателями финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя — «Показатели ФХД» и «Показатели для партнеров». На эти данные обращает внимание ФНС при отборе налогоплательщиков для будущих налоговых проверок. Теперь предприниматели могут отслеживать показатели в режиме реального времени и при необходимости обращаться в ФНС для корректировки данных.
Проверка потенциальных заказчиков и контрагентов
Предприниматели, которые планируют заключить соглашение с новым поставщиком или b2b-клиентом, часто хотят проверить потенциального партнера или заказчика на добросовестность. Для этого подойдет бесплатный сервис «Мой Арбитр». На нем можно найти информацию об арбитражных спорах предпринимателей и юридических лиц на территории России. «Мой Арбитр» будет полезен для бизнеса, который хочет изучить деятельность не только партнеров и клиентов, но и конкурентов.
У платформы есть дополнительные функции. Например, «Электронный страж» позволяет отслеживать в режиме реального времени ход судебных дел или состояние организаций, которые интересуют предпринимателя. Кроме того, в «Мой Арбитр» интегрирован удобный календарь судебных заседаний. Также с помощью сервиса можно подавать документы в арбитражные суды РФ и в Суд по интеллектуальным правам в электронном виде.
Юридические консультации для клиентов банков
Во многих случаях разобраться в проблемах самостоятельно без специального образования и опыта очень сложно. Поэтому предприниматели часто обращаются за юридическими консультациями в онлайн-сервисы, которые предоставляют своим клиентам многие банки.
Например, в ВТБ есть сервис «Юрист24», который проводит дистанционные консультации и помогает предпринимателям с решением проблем в разных видах права. И что важно — подписка на консультации безлимитная. Команда профессиональных юристов доступна круглосуточно, а записи устных консультаций сохраняются в личном кабинете пользователя, при необходимости их можно переслушать. Нет ограничений и по времени консультаций. Вы можете подключить юриста во время деловых переговоров с партнерами или на встрече с представителями проверяющих органов, отправить документы на проверку или поставить задачу на составление договоров, актов, учредительных документов, исков и другой документации специально под Ваш запрос. Чтобы подключиться к Юрист24, предпринимателю нужно открыть расчетный счет в банке ВТБ.
Решение проблемы под ключ по подписке
Бывает, что одной консультации недостаточно, нужно решать какую-то комплексную проблему. При этом у предпринимателя нет возможности уделять ей много времени, в идеале он хотел бы, чтобы кто-то взял на себя весь процесс под ключ. Для этого он может обратиться в независимые онлайн-сервисы (Advostar.online, «Ракета» и др). Они предоставляют как разовые услуги и экспресс-консультации, так и полное юридическое сопровождение по подписке.
В модели подписки расходы на юриста по сравнению с затратами на штатного специалиста можно сократить в 3-5 раз. С каждым годом этой модели отдают предпочтение все больше предпринимателей и физических лиц. Дело в том, что многие люди уже привыкли к полному клиентскому сервису, который предоставляют банки, службы доставки, такси и другие ниши. Они не готовы самостоятельно заниматься составлением договоров и корпоративных документов. Поэтому бизнес ищет решения, которые позволят не тратить время на задачи, с которыми лучше справится профессиональный юрист.
Современные онлайн-платформы активно автоматизируют процессы, накапливают большую базу данных по правовой практике в разных регионах и внедряют ИИ. За счет этого они могут предоставлять предпринимателям оперативную обратную связь. Например, в Advostar.online среднее время ответа на запрос — около 30 минут. Юристы помогают клиентам составлять грамотные договоры, корпоративные документы, оформляют досудебные претензии и отвечают на вопросы на устных и письменных консультациях. При необходимости предприниматель может попросить представлять его в суде, помочь с защитой интеллектуальной собственности или обратиться с запросом на адвоката.
И в заключение…
Таким образом, сегодня малому бизнесу необязательно нанимать юриста в штат. Для решения простых задач (например, оформления документов по шаблону или проверки налоговой отчетности) можно использовать возможности бесплатных платформ. А если предпринимателю нужна профессиональная консультация или решение проблемы под ключ, он может обратиться в юридические онлайн-сервисы с удобной моделью подписки.
Источник изображения: Freepik