Опубликовано: 26.08.2020
Нейробиолог и кандидат биологических наук из Санкт-Петербурга Виктория Долгих свой бизнес начала в декрете. О своем предприятии Виктория задумалась еще несколько лет назад, и, в результате, всю вторую беременность упорно создавала и тестировала рецептуру полезного хлеба. Сегодня, спустя 2,5 года, Виктория стоит во главе растущего производства по выпуску хлебобулочных изделий, поставляющего продукцию в крупнейшие супермаркеты страны.
О старте
Основатель и генеральный директор компании «Здоровый Хлеб» Виктория Долгих из семьи врачей и с детства знала, что фактор питания играет ключевую роль в формировании здоровья. Знала она и то, что хлеб, как сложный многокомпонентный продукт, может как укрепить, так и ухудшить состояние здоровья.
«Будучи простым потребителем и осознав проблемы хлебопекарной отрасли, я поняла, что должна создать функциональный, полезный хлеб с повышенной пищевой ценностью, при этом безопасный и питательный. Кто, если не я? — вспоминает Виктория. — Самым сложным на первом этапе стала разработка рецептуры. Я начинала на своей домашней кухне: выбирала уникальные ингредиенты и сырье, компоновала, пекла – процесс «пробных выпечек» тогда казался бесконечным. И вот однажды все наконец-то получилось. Первые образцы тестировала на подругах и соседках. Рассказывая о своем увлечении знакомым, стала получать первые заказы».
О хлебе
Какой продукт получился в итоге? Инновационный белково-полбяной хлеб (полба — полудикий сорт пшеницы, обладающий многими полезными и даже лечебными свойствами). В трех кусочках (150 гр) такого хлеба содержится 100% необходимых суточных пищевых волокон, 50% полноценного растительного белка, 60% магния и фосфора, 48% железа, 90-117% витамина Е, от 60 до 100% витаминов группы В. Виктория в своем продукте уверена: «Можно питаться одним хлебом весь день и быть здоровым и стройным».
Промышленный образец
После того, как Виктория убедилась в жизнеспособности бизнес-идеи, она перешла ко второму этапу – доведению до промышленного образца. Предприниматель обратилась к коллегам-ученым из НИИ хлебопекарной промышленности, попросив оценить свойства, качества и перспективы продукта. Началась долгая работа по доработке рецептуры линейки «Белково-полбяных хлебов» и адаптированию технологии к большому производству. После успешного завершения разработок в НИИ ХП, настала очередь оформления патента на изобретение. «С технологами НИИ мы стали большими друзьями. Более того, сейчас создаем совместные решения для нацпроектов», — добавляет Виктория.
Дальше Викторию ждала работа по запуску производства: поиск подходящего здания хлебопекарни, ремонтные работы, выбор и закупка оборудования, формирование команды. Параллельно с этим велись переговоры с сетями. Поначалу молодой предпринимательнице было сложно вникнуть во все технические тонкости. Но зато на этом этапе начался подбор идеальной команды со схожими приоритетами и социальной ответственностью. «Ради большого дела по внедрению на рынок полезных функциональных хлебов, мне пришлось даже пожертвовать психологической практикой и наукой в этом направлении», — отмечает предприниматель.
О важности команды
Виктория уверена, что без команды создать что-то серьезное, перспективное и масштабируемое просто невозможно. «Сначала мы решили, что это будет семейное дело, и подключили родственников. Тогда команда состояла всего из нескольких людей. Отец мужа, обладавший опытом в бизнесе, помогал в инженерно-технических и организационных вопросах. Брат мужа взял на себя управление производственной цепочкой, качеством и инженерией. А моя знакомая, которая сейчас стала подругой и партнером, занялась выстраиванием цепочек продаж и маркетинга. Дальше, по мере развития бизнеса, мы набирали сотрудников на другие компетенции, которые мы не могли закрывать уже физически, ведь в какой-то период, в самом начале, днем мы могли выступать на мероприятии, потом стоять у печи, вечером развозить хлеб и заниматься его продажами, а ночью писать посты в соцсети», — вспоминает Виктория.
В результате, по словам предпринимателя, сформировалась команда из более чем 15 человек, каждый из которых осознает значимость своей работы и ценность общего дела.
Совет женщинам, которые хотели бы открыть свой бизнес «из декрета»
Викторию можно назвать образцовым примером предпринимательницы, которая поверила в мечту и запустила собственный успешный бизнес, находясь в декретном отпуске. Виктория дает совет тем, кто очень хочет основать свою компанию, но никак не может на это решиться.
«Для того чтобы начать свой бизнес, находясь в декрете, необходимо быть уверенной в том, что кто-то «держит тылы» и обеспечит прикрытие в случае, если что-то пойдет не так. Определите, кто поможет вам в плане финансов – муж, родители, другие близкие родственники. Подумайте, с кем вы можете оставить своего ребенка, пока будете заниматься делами. Например, если бы у меня не было няни, создать бизнес было бы затруднительно. Особенно такие просчеты необходимо делать, если в ваших планах – формирование производственной компании. Будьте готовы к серьезной загруженности — на первых порах вы будете сосредоточены на вашем бизнесе круглые сутки, и обязательно соберите свою команду», — предупреждает предприниматель.
Рекомендации начинающим предпринимателям
- Определите, какой запрос покупателей вы будете закрывать
Для этого необходимо проанализировать рынок и понять, есть ли у потенциальных клиентов проблема, которую вы, как предприниматель, можете решить. Без этого не имеет особого смысла создавать продукт – может оказаться, что он просто не нужен потребителю и, следовательно, не будет продаваться. Если такая проблема есть, сформируйте уникальное торговое предложение (УТП) вашего продукта.
- Протестируйте идею
Идею необходимо проверить. Очень важно сделать первые продажи вашего пробного продукта, при этом не вкладываясь в бизнес по максимуму. Причем в числе покупателей должны быть не только ваши друзья и родственники, но и клиенты, с которыми вы раньше не были знакомы. Обязательно зафиксируйте, есть ли у вас повторные продажи – это говорит о востребованности вашего продукта.
- Проанализируйте, насколько масштабируема ваша идея
Верьте в большую мечту и миссию, делайте действительно качественные продукты, в какой бы отрасли вы ни работали. Важно также видеть и понимать, сможет ли ваша компания расти и есть ли у бизнес-идеи «потолок». Какие этапы предполагаются у бизнеса и что нужно на каждом этапе. Оцените идею с разных сторон и послушайте мнения бизнесменов из той сферы, в которой вы собираетесь открывать бизнес.
- Приготовьтесь к тому, что окупаемость бизнеса наступит не раньше, чем через год
Не стоит сразу ожидать хороших доходов — нужно быть очень терпеливым и настойчивым. Конечно, в разных бизнесах срок окупаемости разный, но в большинстве случаев для выхода на окупаемость требуется не менее 1 года. Возникают непредвиденные ситуации, задержки в поставках и так далее. Затраты в процессе также корректируются, и, как правило, в большую сторону.
- Будьте адаптивными
Гибкость и адаптивность – в числе основных качеств предпринимателя. Поэтому даже если вы считаете ваш продукт лучшим, но продажи не идут, важно быстро пробовать варианты, дополнять бизнес актуальными идеями, диверсифицировать его, тестировать гипотезы из разных областей: начиная с названия и упаковки и заканчивая самой технологией изготовления.
- Обращайтесь за помощью в государственные структуры
Не все предприниматели знают, что государство активно поддерживает предпринимателей, поэтому обращайтесь в структуры, комитеты, фонды, которые есть в вашем регионе. Будьте готовы представлять ваш продукт, а для этого подготовьте хорошую презентацию с цифрами. Чем больше вы участвуете в таких мероприятиях и общаетесь с людьми разного уровня, тем лучше формируется понимание ценности бизнес-миссии и возможностей.
- Проходите экспертизу и акселерацию бизнес-проекта
Это эффективный инструмент, своеобразный институт поддержки компаний из сегмента малого и среднего бизнеса. Пройдя экспертизу проекта перед запуском бизнеса, можно понять, насколько проработана идея и готов ли сам предприниматель к созданию бизнеса, получить ценные рекомендации по дальнейшим шагам. А акселерация (ускорение) позволяет получить поддержку для быстрого роста компании, увидеть «узкие» места «бизнес-организма» и помочь быстро их преодолеть.
Мы уже почти год проходим акселерацию Бизнес-акселератора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ с Анисимовым Павлом Николаевичем.
- Верьте в то, что делаете
Верьте в то, что делаете доброе и нужное дело, в то, что вас поддерживают на всех уровнях, замечайте и чувствуйте эту поддержку. С благодарностью принимайте все невзгоды, не опускайте руки. Учитесь радоваться в моменте!