Для ИП переводы себе на личный счет за 0 ₽

Откройте счёт для ИП и получите безлимитные платежи на свой счёт физлица навсегда

Подробнее

0

«Рабочий детокс»: выстраиваем баланс между работой и отдыхом

user-pic
Ольга Малинина

Психолог, тренер Московского института гештальта и психодрамы (МИГИП), председатель оргкомитета Московской психодраматической конференции 2017-2019 гг.

В этой статье
Личный опытС чего начать выстраивать баланс

Опубликовано: 17.06.2020

Наша повседневная жизнь все чаще и чаще смешивается с работой. Обычный график с четко очерченными границами во многих профессиях стал пережитком прошлого: дома мы проверяем рабочую почту, а в кабинете в свободное время звоним родным. В результате, ненормированный рабочий день у наемных сотрудников сплошь и рядом считается нормой.Что уж говорить о тех, кто решил уйти в свободное плавание! Создавая свой стартап или уходя на фриланс, мы размываем границы между своим делом и прочей жизнью, ведь теперь работать можно в любое время. Теперь вы сам себе хозяин, ваша прибыль зависит только от вас. И в такой ситуации практически невозможно представить перерыв на отдых, ведь тогда уйдут и деньги. Как же найти баланс?

Личный опыт

Когда я ушла на фриланс, мне очень нравилась моя свобода и возможность работать вне привычного графика. Я назначала клиентов тогда, когда было удобно им. Бралась за множество различных проектов, не просчитывая реальное время занятости. Включалась в деловое общение, даже если я уже лежала в кровати, готовясь спать. Через какое-то время я поняла, что больше так не могу: у меня практически не осталось времени на спорт, общение с близкими, обычное ничегонеделание. Мне стало жутко, что в погоне за деньгами и из страха, что я могу пропустить что-то важное, я заполнила свою жизнь одной работой. Я начала свой «рабочий детокс», чем и занимаюсь до сих пор.

С чего начать выстраивать баланс?

  • Важно понимать, что время от времени нормально быть тотально включенным в одну из сфер жизни

Писать диссертацию и заниматься только ей, родить ребенка и везде неотрывно быть с ним, строить дом и не вылезать оттуда. Так и с работой: есть проекты, которые захватывают нас целиком, настолько они нам интересны! В такие периоды просто непонятно, как переключиться на что-то другое, так как все мысли и стремления там, в новом «детище». Но если такие периоды длятся недолго (несколько месяцев), не истощают вас, не разрушают вашу жизнь, то относитесь к ним как ко временным и важным эпизодам вашей жизни, без которых вы не можете обойтись.

  • Обратите внимание на важные «звоночки», которые показывают, что баланс нарушился

Вы думаете, что надо принимать стимуляторы, в том числе наркотики, для того, чтобы сделать какую-то работу, или уже принимаете их? Хотя бы раз в неделю ночуете на работе? Дома засыпаете только со снотворным? Не можете расслабиться, потому что ваши мысли все время только о работе? Уже два года не были в отпуске? Вообще не представляете, как можно отключить телефон даже на 20 минут? Если вы ответили положительно хотя бы на один вопрос, остановитесь и подумайте, что вы делаете с собой и своей жизнью.

  • Не пытайтесь быть лучшим

Перфекционизм разрушает нас. Вечное желание довести до совершенства какую-то идею, текст, проект не позволяет нам отпустить от себя этот продукт. Стремитесь к хорошему результату, но имейте в виду, что без ошибок невозможно никакое творчество. Я обычно даю себе время для внесения исправлений, отправляю «в мир» своей проект и потом переделываю его в процессе, принимая обратную связь или ориентируясь на собственные ощущения.

  • Признайте, что вы не бог и вам не все подвластно

Все контролировать невозможно, даже если кажется, что это не так. Выделите несколько зон только вашей ответственности и время от времени их контролируйте. Учитесь делегировать выполнение задач своим коллегам и близким.

«Надо все контролировать», — любила повторять моя мама. Если же случалось что-то непредвиденное или неприятное, она говорила: «Это потому, что ты не все проконтролировала!» Отличный рецепт того, как сделать из своего ребенка невротическую личность. В результате, мне потребовалось много времени и консультаций с психологом, чтобы избавиться от такого послания, и сейчас я стараюсь окружать себя коллегами, на которых можно опираться и кому можно доверить выполнение важных дел.       

  • Помните, что вы не сверхчеловек, и вам нужно спать, есть, отдыхать и переключать внимание

Для эффективной работы мозга необходимы ресурсы в виде сна, физической нагрузки, питания. Если вы не можете обеспечить своему организму нормальный режим жизни, то в какой-то момент он просто накажет вас через депрессию, панические атаки, нервные тики, экземы и т.д.

В это сложно поверить в молодом возрасте, но со временем понимаешь, как ресурсы мозга растрачиваются, а восполнить их можно только отдыхом и сном. Поэтому я обязательно организую себе отдых в моменты тяжелых нагрузок, таких, например, как проведение конференции, когда 4-5 дней я погружена в работу с утра до позднего вечера. В редкие минуты перерывов я просто лежу и не загружаю себя лишней информацией. А после мероприятия обязательно даю себе время на отдых, чтобы восстановится — обычно это занимает несколько дней.  

  • Определите границы своей занятости и четко им следуйте

И не стоит подходит формально к этому вопросу: качественно проводите время и на работе, и дома, и с друзьями, и на отдыхе. Полчаса – на рабочую почту, потом пять минут на кофе, дальше совещание и обед. Ставьте в свои планы отдых и ничегонеделание, они тоже требуют своего времени, иначе можно застать себя за бессмысленным листанием соцсетей, хотя только что вы помнили, что собирались написать коллеге. Обычно я примерно представляю, что мне нужно сделать за день, что из этого совсем срочное, что может подождать, а от чего точно стоит отказаться и поручить кому-то еще. Календарь и ежедневник очень в этом помогают.

Читайте также

0

Основные принципы бизнес-мышления

Что значит мыслить как предприниматель? Опытные представители бизнеса выделяют несколько принципов и важных установок, которые ...

14 мая 2021

0

Повышаем ораторское мастерство и осваиваем диету для мозга

Мы собрали для вас техники и приемы, которые помогут вам говорить убедительно и хорошо подготовиться к публичным выступлениям. А ...

5 февраля 2021

0

Особенности деловой переписки на английском языке

В данной статье мы расскажем о пяти основных составляющих деловой переписки на английском языке, которые помогут произвести ...

14 сентября 2021

0

Навык управления вниманием – как инструмент повышения личной эффективности

Внимание – валюта 21 века. От того, куда мы эту валюту инвестируем, зависит качество нашей жизни, реализация и карьерный рост.

13 октября 2021