
Поддерживая постоянную связь с клиентами, бизнес может лучше понять их потребности, укрепить лояльность и оставаться конкурентоспособным на рынке. Чтобы всегда оставаться на связи, предприниматели используются знакомые и понятные инструменты: соцсети, мобильное приложение, рассылки. Но есть ещё один способ — PWA-приложение. В этой статье разберём преимущества и недостатки данной технологии, а также пользу для бизнеса.
Что такое PWA?
PWA или Progressive Web Application (с англ. «прогрессивное веб-приложение») — технология, которая позволяет клиентам установить Ваш сайт на смартфон как приложение.
Получается, Вы можете разработать сайт и использовать его как мобильное приложение. Вам не надо нанимать группу программистов, которые будут следить за работой приложения под iOS и Android.
Например, газета Financial Times предлагает добавить FT на главный экран. Это и есть PWA-приложение, которое будет на смартфоне Ваших клиентов.

Преимущества и недостатки приложения на базе PWA
Начнём с преимуществ. Если Вы разрабатываете PWA-приложение, то:
- можно отправлять клиентам push-уведомления;
 - сэкономить до 70% на разработке мобильных приложений;
 - экономить бюджет на повторном привлечении клиента;
 - не нужно размещать приложение в AppStore и Google Play, установка PWA-приложения осуществляется напрямую с Вашего сайта;
 - PWA-приложение работает быстрее, чем сайт, и может работать без интернета;
 - размер PWA-приложения, как правило, не превышает 1 Мб. Это меньше, чем мобильное приложение;
 - PWA-приложение работает с функциями: геолокация, камера, микрофон.
 
Недостатки PWA-приложения:
- Зависимость от браузера. PWA-приложения обычно требуют актуальных версий браузеров. Это ограничивает их применение на старых устройствах, где ОС и софт уже не обновляются.
 - Неполная поддержка. Особенно это проявляется на iOS и в браузере Safari. На сегодня рассылка Push-уведомлений через PWA там сильно ограничена. Веб-приложение на iOS может остаться без доступа к нужным ему инструментам: камере, датчикам движения и прочему.
 - Ограниченность в технологиях. Не поддерживается работа с SIM-картами и Touch ID.
 
|  | Приложение на технологии PWA | Веб-сайт | Обычное приложение | 
| Работает без Интернета | ✔ | ✖ | ✔ | 
| Push-уведомления | ✔ | ✖ | ✔ | 
| Установка на главный экран | ✔ | ✖ | ✔ | 
| Нет лишних элементов | ✔ | ✖ | ✔ | 
| Индексируется поисковиками | ✔ | ✔ | ✖ | 
| Одна система управления | ✔ | ✔ | ✖ | 
| Работает на всех устройствах | ✔ | ✔ | ✖ | 
| Не требует установки | ✔ | ✔ | ✖ | 
| Не требует обновления | ✔ | ✔ | ✖ | 
Какие задачи решает PWA-приложение
С помощью PWA-приложения можно:
- стимулировать повторные продажи;
 - помочь клиентам быстрее находить Вашу компанию (доступ к Вашим товарам и услугам в одном нажатии на экране);
 - повышать узнаваемость бренда;
 - повышать средний чек покупки, допродавая товары с помощью push-уведомлений;
 - экономить на рекламе.
 
Кому подойдёт PWA-приложение
Если клиенты регулярно обращаются за Вашими услугами, то стоит задуматься о том, чтобы разработать PWA-приложение. Вот несколько сфер, где можно использовать этот инструмент:
- Клининг. Вы можете напоминать об уборке заранее и предлагать дополнительные услуги, например, глажку белья или мытьё окон.
 - Интернет-магазины. Каталог всех товаров под рукой у клиента. А если он положил что-то в корзину, но не купил, всегда можно напомнить об этом.
 - Онлайн-курсы. С помощью push-уведомлений сможете напоминать клиентам о новых вебинарах, марафонах, материалах.
 - Салоны красоты. Сделайте календарь с удобной записью и присылайте PWA-уведомления с напоминаниями.
 - Автосервисы. Напоминайте клиентам о замене масла или других периодических работах по обслуживанию авто.
 - Рестораны, кафе, сети доставок. Клиенты могут заказывать продукцию, бронировать столики. Также Вы можете внедрить свои промокоды со скидками, информировать клиентов об акциях и предоставлять доступ к картам лояльности.
 
Вывод
PWA-приложение позволяет бизнесу всегда оставаться на связи с клиентами, не задействуя при этом время и деньги на создание полноценного мобильного приложения. Это особенно важно на этапе развития бизнеса, когда нужно проверить свои гипотезы и увеличить лояльность клиентов. Позже, когда возникнет необходимость создать мобильное приложение, Вы уже будете знать, какой функционал необходим именно под Ваш бизнес.


