Опубликовано: 14.12.2023
По данным HiFi-стриминга «Звук», популярность категории подкастов выросла более, чем в два раза в первом полугодии 2023 года. Аналитики считают, что причинами такой популярности могут быть: усталость аудитории от визуального компонента, а также удобство самого формата подкастов. В этой статье разберём, нужен ли Вашему бренду такой способ продвижения и как записать свой подкаст.
Подкаст — аудиопрограммы, аудиосериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн. В основном подкасты — это смонтированные и оформленные интервью или разговор нескольких человек в студии. Но некоторые авторы создают захватывающие аудиосериалы. Разные форматы и жанры подкастов рассмотрим далее.
Форматы и жанры подкастов
Форматы подкастов не ограничиваются теми, которые мы перечислим далее, но наиболее популярными и универсальными являются следующие три:
- Подкаст с одним ведущим, где он рассказывает или обсуждает различные темы.
Если Вы являетесь экспертом в определённой области или хотите развить свой личный бренд, подкаст с одним ведущим может помочь Вам поделиться своими знаниями, опытом и мнением с аудиторией. Это может быть особенно полезно для консультантов, тренеров, авторов и других профессионалов, которые хотят установить свою экспертность и привлечь клиентов. Преимущество этого формата в том, что Вы можете начать вести подкаст самостоятельно, протестировать Ваши гипотезы, собрать обратную связь от Ваших слушателей прежде, чем выходить на более широкую аудиторию.
- Два или более ведущих, которые обсуждают темы и взаимодействуют друг с другом.
Будет полезен, если Ваш бизнес занимается исследованиями, анализом или обсуждением спорных тем. Важно, чтобы у ведущих были разные точки зрения, опыт и экспертиза, чтобы у слушателей сложилось более полное представление о теме. Но у этого формата есть свои ограничения: иногда бывает сложно скоординировать всех участников и задать определённую динамику между ними. Чтобы аудитории было интересно слушать всех ведущих, у них должна сложиться интересная или развлекательная беседа.
- Интервью. Подкаст, в котором один ведущий беседует с гостями, задаёт им вопросы по теме или о личном опыте.
Этим форматом можно разбавить подкаст с одним ведущим, о котором мы говорили в первом пункте. Это может быть полезно для бизнесов, которые хотят пригласить экспертов, индустриальных лидеров или клиентов для обсуждения акутальных тем или продвижения своей компании. Преимущество этого формата в том, что Вы сможете привлечь новую аудиторию, которая лояльна к приглашённым героям интервью.
Жанров подкастов тоже достаточно много, но все их можно разделить на несколько больших групп:
- Информационные: новости, заметки, обзоры.
- Художественные: истории, рассказы, драматические произведения, истории о путешествиях.
- Аналитические: эссе, дискуссии, интервью, советы экспертов.
- Образовательные: обучающие подкасты, лекции, уроки.
- Развлекательные: музыкальные подборки, комедийные зарисовки и скетчи, обсуждение культурных явлений, игры, викторины.
Подкастинг подойдёт любым компаниям с лояльной аудиторией, готовой использовать разные каналы коммуникации с бизнесом. Это не самостоятельный способ продавать, а инструмент прогрева и повышения вовлечённости аудитории.
Как самостоятельно записать подкаст?
Прежде всего, необходимо предельно чётко обозначить тему будущего подкаста. Важно помнить, что рынок подкастов – это рынок полезной, экспертной информации. Подробно об экспертном контенте мы рассказали в статье «Как продавать дороже с помощью комплексных решений и экспертного контента».
Соответственно, тему подкаста можно сформулировать по следующему шаблону: «с помощью какого инструмента клиент бизнеса решит ту или иную проблему».
После необходимо написать сценарий. Наговаривать подкаст экспромтом сложно, сценарий поможет структурировать мысли и не забыть ни одного тезиса.
3 вида сценариев для подкаста:
- Сценарий-пьеса. В нём отмечают только ключевые вехи записи. Этот тип больше напоминает карту, где отмечена последовательность важных этапов сюжета. Такой сценарий подойдёт, если в одном подкасте планируется освятить несколько тем или же пригласить несколько спикеров.
- Сценарий-статья. В нём подробно расписан весь текст, который зачитывает спикер. Такой подход помогает избавиться от страха микрофона и не забыть ни одной важной детали. При этом важно следить, чтобы текст сценария был максимально приближен к устной речи – не пресыщен сложными предложениями, не содержал деепричастных и причастных оборотов, инверсии.
- Сценарий-план. В нём прописываются только тезисы. Это промежуточный тип между статьёй и пьесой. Он оставляет простор для импровизации. Этот вид сценария можно использовать, если планируется одномоментная запись нескольких спикеров.
Следующий шаг – подготовка помещения и оборудования
Помещение
В помещении не должно быть поверхностей (мебели), от которых может отражаться звук. Это называется гулкостью. Если не убрать отражатели, то эхо может создать ощущение записи в трубе, и это ухудшит качество итогового продукта. Снизить гулкость можно с помощью тяжёлых, плотных штор, ковров и мягкой мебели – эти предметы «гасят» звук. Также существуют специальные ширмы – их можно приобрести в магазинах звукозаписи.
Микрофон
Подготовить помещение необходимо потому, что большинство USB-микрофонов хорошо записывают голос, но также они чувствительны к шумам. Для подкастов лучше приобрести конденсаторный микрофон.
Набор оборудования на начальном этапе может быть минимальным, то есть Вы можете выбрать то, что Вам удобнее:
- диктофон;
- петличный микрофон с подключением к смартфону или ноутбуку;
- USB-микрофон.
Микшерный пульт и несколько профессиональных микрофонов стоит приобретать, когда подкаст уже набрал популярность.
Поп-фильтр для микрофона
Обязательной тратой должен стать поп-фильтр для микрофона – он смягчит взрывные согласные «п», «б» и «т», произнесение которых может создать эффект «заплёвывания» микрофона.
Наушники
Наушники же помогут контролировать чёткость и громкость звука. Кроме того, в наушниках сразу будут слышны посторонние шумы, что позволит не испортить запись.
Стойка для микрофона
Также необходима стойка – чтобы зафиксировать микрофон в одном положении и обеспечить ровность звука.
Всё необходимое оборудование для записи подкастов есть в студиях. В них можно записать пробный выпуск.
Последний шаг – монтаж
Из черновой записи необходимо удалить все оговорки, паузы и громкие вздохи. Можно удалить те высказывания и тезисы, которые не относятся к теме подкаста. Также необходимо убрать посторонние шумы, повысить чёткость звука, добавить музыку и эффекты. Самому смонтировать подкаст можно в бесплатных программах: Audacity, GarageBand или Edjing Mix.
В завершение
Остаётся только опубликовать подкаст. Сделать это можно на сайте компании или на специализированных площадках, например, на Яндекс.Музыке. Также рекомендуем делиться Вашими подкастами всеми доступными способами: через соцсети компании, в email-рассылках, через партнёров и в профессиональных сообществах. Подкасты — это растущее сообщество, в котором есть свои свободные ниши, а сами авторы готовы делать совместные программы, чтобы расширить свою аудиторию. Также подкасты помогут Вашему бренду с точки зрения имиджа. Потому что рассказывать о своём бизнесе через общение с другими игроками рынка, профессионалами через обсуждение проблем отрасли — это дополнительная возможность укрепиться в своей нише с позиции экспертности.