Опубликовано: 22.03.2021
Когда открываешь филиал – неважно, автосервиса или любого другого бизнеса – приходится решать массу вопросов: анализировать рынок, выбирать нишу, создавать маркетинговую стратегию, определяться с финансированием и многое другое. Когда есть отлаженный, работающий бизнес, то, кажется, что все эти вопросы решаются проще, ведь уже есть опыт, и нужно просто его скопировать. С одной стороны, это действительно так. Но, с другой, существует ещё множество скрытых, неочевидных проблем. Я хочу рассказать о подводных камнях, с которыми я столкнулся, когда открывал филиал автотехцентра. Они не были так очевидны с самого начала и привели к задержке развития бизнеса.
Кадровая проблема
Первая проблема, о которой я упомяну — кадровая. Это кажется банальным только на первый взгляд. На своем опыте я в очередной раз убедился, что в огромном множестве задач приоритет кадровой проблемы иногда недооценивается. Тем более в автосервисе, где квалификация автомехаников имеет огромное значение. Я полагаю, аналогичная ситуация наблюдается и в других сферах производства и услуг, где работают узкоквалифицированные специалисты.
- сервисы поиска работы не приносят результата
Автослесарь или автомеханик — это та должность, которую стандартным наймом сейчас практически не закрыть. Объявление о вакансии на кадровых сайтах и порталах практически не работают, не дают никакого результата. Например, в моем автосервисе при непрерывном размещении вакансии в течение года нам удавалось «ловить» не более 1-2 кандидатов, причем условия работы были на уровне среднерыночных. И даже активный поиск среди соискателей, зарегистрированных на порталах поиска работы, почти не приносит результата.
- поиск по рекомендации или через личные связи дает эффект
Лучше всего из методов поиска автослесарей работает сарафанное радио или найм через действующих сотрудников (рекомендация). Таким образом, мы нанимаем около 50% состава. Необходимо учитывать, что в этом отношении найти сотрудника на давно работающее предприятие гораздо легче, чем на новое. Ведь на новом нет потока клиентов, обеспечивающего хорошую зарплату, могут быть не отлажены бизнес процессы и условия работы. Это всё делает предложение не очень привлекательным для соискателей, которые и так слишком востребованы на рынке. Обычно вопрос решается путем привлечения людей собственным авторитетом директора, руководителя, наличия в его круге общения большого числа кандидатов, которые ему поверят и пойдут к нему работать даже на худшие условия, ожидая их улучшения в будущем.
- важно поддерживать хорошую репутацию вашей компании у сотрудников
Однако, как же рассчитывать на сарафанное радио при открытии филиалов? Ведь для новых точек это слишком несистемный инструмент. Сложно оценить, на каком уровне в компании есть это «радио» и как быстро и результативно на него влиять. Выход я вижу один – организовывать филиал должен руководитель (управляющий, директор или сам собственник), который имеет определенный связи, авторитет в области, в данном районе. Да бренд, имя компании и первоначальные условия тоже важны. Но если нет связей, авторитета руководителя среди возможных кандидатов, то найм может стать большой проблемой.
С другой стороны, рассчитывая только на связи управляющего, владелец и компания попадают в некоторую зависимость от него. В этом случае важен баланс: для старта эти связи очень ценны. Но если филиал наполняется только таким образом, то это создает ненужный риск. Пусть число вакансий, которые закрываются благодаря связям руководителя, составляют 30-50%. Остальную часть нужно заполнять через другие источники.
Работайте со всем составом так, чтобы создавать у них позитивный имидж компании, вызывать хорошее отношение и тогда риск потери персонала с уходом управляющего будет сведен к минимуму. Автосервис, как и другие бизнесы, это, в первую очередь, люди, а не оборудование, помещение или вывеска. Связи и способности управляющего должны быть дополнением к политике компании в отношении людей и условий труда, чтобы сотрудники были лояльны бренду (а не основой их лояльности).
Итак, если вы открываете подразделение без опыта в данной сфере и в не очень презентабельном помещении, то ожидайте, что проблема с кадрами будет камнем преткновения. Будет разумно искать людей и начинать создавать команду в первую очередь, ещё до открытия.
Расположение автосервиса
Другой момент, который, с моей точки зрения, очень важен при открытии автосервиса – это расположение. Если сервис специализированный и действительно предоставляет ценные услуги (имеет особенное оборудование или уникальных специалистов), то расположение не так важно, а вот если это сервис общего ремонта и обслуживания, или кузовной сервис, то расположение – это зачастую 50-70% успеха. Логично размещаться рядом с клиентами: вблизи жилых массивов или торговых центров, на дорогах с большим траффиком. Очень ценно, если вывеска и фасад видны проезжающим мимо водителям.
Также, открывая сервис, важно четко понимать свой сегмент: кто будет клиентами вашего автосервиса, какие услуги будут оказываться, какие будут преимущества, почему клиент выберет это место? Каким образом клиенты будут привлекаться, какие маркетинговые инструменты будут применяться?
Даже если есть всё основное: финансы, уверенность в выбранном месте и квалифицированные люди, готовые приступить к работе, обязательно просчитайте бизнес-план, определите точку безубыточности и срок окупаемости, потребность в финансировании.
Подбор оборудования и инструментов – технический вопрос который решается достаточно просто. Однако, если это специализированный сервис со специфическим оборудованием и это основное преимущество на рынке, то важность этого вопроса повышается в разы. Вы должны либо сами досконально разбираться в этом вопросе, либо иметь надежного партнера, выполняющего эту роль.
Рекомендации для начинающих предпринимателей
Резюмируя, если вы открываете автосервис, я рекомендую обратить особое внимание на следующие пункты:
- подбор команды: необходимо начинать его заранее и обратить особое внимание на найм управляющего;
- месторасположение: уделите ему особое внимание, не соглашайтесь на сомнительные варианты, не спешите с выбором места;
- маркетинговая стратегия: кого обслуживаем и как привлекаем;
- еще до старта сделать расчеты (бизнес-план) и четко понимать точку безубыточности, а также объем инвестиций не только на само открытие, но и на развитие.
Удачи в бизнесе!