Для ИП переводы себе на личный счет за 0 ₽

Откройте счёт для ИП и получите безлимитные платежи на свой счёт физлица навсегда

Подробнее

0

Переход на отечественное ПО: с чего начать

user-pic
Джимшер Челидзе

Основатель и управляющий партнёр Chelidze x Partners, более 8 лет в управлении проектами и продуктами, эксперт в области цифровизации и цифровой трансформации

В этой статье
Определение потребностиОпределение ключевых требованийВыбор альтернативВнедрение и работа с персоналом

Опубликовано: 25.10.2022

В этой статье мы разберем вопросы: как понять, какое ПО заменять, как выделить ключевой функционал и выбрать альтернативу, на что обратить внимание при планировании проектов по импортозамещению, чтобы этот процесс прошел наиболее безболезненно и с минимальными рисками, в том числе из-за сопротивления персонала.

Определение потребности

Первое, с чего необходимо начать переход — определить, какие именно решения необходимо замещать. Ведь разом все заменить будет, во-первых, очень дорого, во-вторых, очень рискованно. Ниже приведем статистику успешности проектов в зависимости от их масштаба.

Это статистика от Standish Group, которая занимается мониторингом и анализом проектного управления в ИТ с 1994 года.

Итак, нам необходимо выбрать наиболее критическое ПО и реализовывать импортозамещение небольшими проектами, шаг за шагом. Для этого необходимо провести небольшой анализ по следующим критериям:

  • Какое ПО установлено. Цель — провести аудит того, что у Вас уже есть.
  • Какой тип владения: подписка, лицензия. Цель — оценить риски внезапной блокировки, сможет ли решение работать «автономно».
  • Оценка критичности ПО для Вашей компании, сможете ли Вы работать без него. Определение того, участвует ли ПО в отдельном бизнес-процессе или без него пострадает какая-то важная функция, а, может, вся компания? Необходимо ответить на вопрос: «Что будет, если его исключить?»  Здесь можно сделать некую рейтинговую шкалу. Например: 5 — ПО критическое, несет угрозу для работы всей компании, возможно внезапное отключение; 4 — ПО критическое, но может работать автономно; 3 — ПО участвует в нескольких бизнес-процессах, но угрозы компании не несет. В худшем сценарии — временные затруднения и излишние затраты; 2 — ПО локальное, при блокировке компания справится без лишних затрат; 1 — ПО локальное, блокировка возможна, но не принесет ущерба; 0 — ПО локальное, может работать автономно

По итогу у Вас будет реестр, из которого Вы сможете выявить наиболее приоритетные направления для импортозамещения. Конечная цель этого анализа — найти ключевые ограничения системы (ИТ-решения, без которых Ваша компания не сможет продолжить работу и с наибольшими рисками). Благодаря этому Вы сможете выставить приоритеты, подготовить план и начать импортозамещение сфокусировано. Кроме того, есть вероятность, что Вы сможете отказаться от «мусора» — тех систем, которые, по сути, не несут для Вас пользы и ценности.

Определение ключевых требований

Вот Вы определили ключевые требования, у Вас есть план с четкими приоритетами и очередью. Теперь необходимо понять, что выбрать из существующих на рынке альтернатив. Есть ли вообще решения, полностью заменяющие аналоги, или необходимо внедрить 2-3 решения.

Теперь нужно снова провести анализ, но уже для выделения критериев, по которым Вы будете отбирать конкретное ПО на рынке:

  • Определить, каким именно функционалом Вы пользуетесь. Для решения каких задач. Цель — понять, что из всего перечня действительно востребовано. Как показывают исследования, регулярно используется лишь 20% функционала, еще 30% — иногда, а 50% функционала не используется никогда.
  • Определить перечень критического функционала, без которых Ваши процессы либо остановятся, либо трудозатраты при ручном выполнении создадут перегруз на Ваших людях, потребуется найм дополнительных сотрудников.
  • Структурировать эту информацию в определенном перечне с четким описанием и рейтингом.

Итоговая цель этой работы — определить критические требования, которые необходимо выполнить для безопасности организации и подбора уже необходимых аналогов или их комбинации. То есть так же — проработка ключевых ограничений, но уже более локальных.

Выбор альтернатив

Мы с Вами определили, какое ПО необходимо замещать, мы понимаем, какие ключевые функции нам необходимы. То есть у нас есть критерии отбора решений. Далее начинается работа по анализу рынка.

Здесь необходимо проработать 2 стратегии:

  • Поиск комплексных замен ПО.
  • Поиск решений от стартапов и локального ПО, которое может закрыть наиболее критические задачи.

Далее мы сравниваем, что получилось в результате проработки: может ли решение от стартапа закрыть критический функционал, что экономически для Вас приемлемо. Особое внимание необходимо обратить на возможности взаимной интеграции между решениями, если выбор остановился на подборе вместо одного решения нескольких других. И в целом необходимо отбирать решения с учетом возможности их внедрения в Ваши бизнес-процессы.

Внедрение и работа с персоналом

Теперь настало время планировать внедрение нового ПО.

Тут Вам необходимо использовать 2 ключевых инструмента:

  • Проектное управление.
  • Внедрение изменений.

Подробно о проектном управлении Вы можете прочитать тут, а об инструментах внедрения изменений — тут.

Проектное управление

Выбор правильного подхода к реализации проекта и соблюдение основных правил этого подхода — один из ключевых факторов успешного импортозамещения.

Ранее мы с Вами рассмотрели статистику проектного управления и понимаем, что лучше всего проводить поэтапное импортозамещение по гибким методологиям.

Внедрение изменений

Если с подходом к выбору ПО все понятно и предсказуемо, то внедрение изменений и работа с людьми — сложное направление. Как только Вы начнете заменять ПО, Ваши люди начнут сопротивляться. И Вам необходимо изначально определиться, как Вы будете проводить эту работу.

Если кратко, то для минимизации сопротивления персонала необходимо:

1. Подготовить объяснение, зачем необходимо осваивать новое ПО и почему невозможно пользоваться знакомыми решениями (риски информационной безопасности, недоступность ПО и т. д.).

2. Запланировать подготовку детализированных инструкций по типовым сценариям работы с новым продуктом, с иллюстрациями и желательно с видео.

3. Демонстрировать готовность помочь и ответить даже на самые банальные и «глупые» вопросы, пошагово пройти все нюансы с членами Вашей команды.

4. Выделять 10-15% активных новаторов в подразделениях (они сами проявляют активность). Собирайте с них обратную связь о необходимых инструкциях, доработках, выстраивайте с ними неформальную связь, обучите их бережливому производству, чтобы на стадии внедрения собирать предложения по доработке ПО и оптимизации бизнес-процессов.

5. Проводите внедрение новых продуктов тоже через небольшие пилоты. Это позволит собрать все проблемы на новаторах, включить их в рабочий процесс, подготовить качественные инструкции и уже потом масштабировать готовое решение, используя новаторов как агентов изменения.

Импортозамещение ПО — это сложная, но решаемая задача на стыке ИТ-технологий, управления бизнес-процессами, проектного управления, внедрения изменений и работы с персоналом. Залог успеха — выявление наиболее критичного ПО, выделение критичного функционала и методичная работа. Ключевая рекомендация:  помните о людях, зачастую самый крутой проект проваливается именно из-за недостаточного внимания к ним.

#программноеобеспечение

Читайте также

0

Бизнес-план: основа успешного старта бизнеса

Запуск нового бизнеса — всегда ответственный процесс, в основе которого лежит изучение и анализ текущей ситуации на рынке, а ...

18 марта 2024

0

Как открыть магазин косметики

Российский рынок бьюти-товаров стремительно растёт. Здесь неизменно стабильный спрос и высокая конкуренция. В статье поговорим о ...

15 февраля 2024

0

3 главных правила для классного wellness-корпоратива

Лето — самое подходящее время для корпоративов и тимбилдингов на свежем воздухе. Такие мероприятия не только помогают ...

19 июля 2022

0

Доступ к секретам лидеров. Как микрообучение меняет сегмент b2b2c

Многие предприниматели активно интересуются историями успеха крупных брендов и хотели бы внедрять практики лучших компаний у ...

28 апреля 2021