0

Переход на онлайн-кассы: 4 года с момента запуска реформы

user-pic
Первый ОФД

В этой статье
Как это былоНемного предысторииРезультаты реформыГарантия для покупателейПлюсы для рынка

Опубликовано: 23.09.2020

19 сентября – день начала полномасштабной реформы Федеральной налоговой службой России. Ровно 4 года назад, 19 сентября 2016-го года, вышел первый чек по новому порядку применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Первый чек в стране поступил от компании «Роснефть», а оператор фискальных данных «Первый ОФД» получил чек, обработал, сохранил и передал в ФНС России по новому порядку. 

Реформа позволила ликвидировать девять форм кассовой отчетности, очистить рынок от фирм-однодневок, увеличить рост собираемости НДС, внедрить онлайн-мониторинг крупнейших налогоплательщиков и бесконтактное налоговое администрирование.

На сегодняшний день более 1,5 млн налогоплательщиков применяют около 4,4 млн онлайн-касс с функцией передачи данных в налоговую инспекцию, а на рынке действует 21 оператор фискальных данных. 

Делаем экскурс в историю и рассказываем, о том, как стартовал и развивался новый порядок применения ККТ. 

Как это было 

В июле 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Именно тогда впервые появилось понятие «оператор фискальных данных» (ОФД), ведь одним из основных положений закона стало требование передачи информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных. В задачу операторов вошли прием, хранение и передача фискальных документов от контрольно-кассовой техники в Федеральную налоговую службу России. 

Закон закреплял применение контрольных кассовых аппаратов при оказании услуг, возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях, применение фискального накопителя и ряд других пунктов.

Кроме того, в новом законе был описан плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:

  • с 15 июля 2016 года предусматривалась возможность добровольного перехода на новый порядок;
  • с 1 февраля 2017 года регистрацию ККТ планировалось осуществлять только по новому порядку;
  • с 1 июля 2017 года старый порядок прекращал свое действие. 

При этом у ряда предприятий малого бизнеса, которые не обязаны были применять ККТ (сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД), оставался еще целый год для перехода на новый порядок. Для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.

Итак, Россия стала 12-ой страной, которая ввела подобную систему. Это событие положило начало полномасштабной реформы Федеральной налоговой службы России, и может считаться днем рождения абсолютно новых рынков, игроков и сервисов. 

Немного предыстории

Этому событию предшествовал ряд важных мероприятий. В 2014-2015 годах для апробирования новой технологии передачи фискальных данных был проведен эксперимент ФНС под руководством Михаила Мишустина, который в то время занимал пост главы Федеральной налоговой службы. 

Эксперимент был запущен 1 августа 2014 года и в течение полугода проходил в четырех субъектах Российской Федерации: Москве, Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан. Он проводился совместно с компанией АО «ЭСК», которая в дальнейшем стала известной рынку как «Первый ОФД».

Результаты реформы

Реформа стала частью глобального национального проекта «Цифровая экономика РФ». В результате нововведений рынок стал более прозрачным и конкурентоспособным. Кроме того, реформа позволила упростить формат взаимодействия предпринимателя и Федеральной налоговой службы, минимизировать бюрократические и административные издержки, исключила необоснованные проверки с выходом на место установки ККТ, способствовала снижению издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, сократила теневой оборот наличности и, как следствие, увеличила налоговые поступления.

В Федеральной налоговой службе, которую возглавляет сейчас Даниил Егоров, уверены, что реформа позволила создать центры компетенции для выработки единых правовых позиций и правоприменительной практики, исходя из отраслевых принципов, что привело к снижению административной нагрузки на компании и повышению их налоговой прозрачности.

Гарантия для покупателей

Потребителям новая технология дала дополнительную защиту своих прав. Это и получение электронного чека у оператора фискальных данных, и возможность самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение, а в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

Плюсы для рынка

Появление операторов фискальных данных привело к образованию на рынке множества различных сервисов и экосистем для малого и среднего предпринимательства, позволяющих перейти на совершенно иной уровень ведения бизнеса. ОФД стали полноценными сервисными компаниями, наряду с операторами документооборота и удостоверяющими центрами по выдаче электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Они предложили рынку новые продукты, такие как сервисы на основе аналитики чеков и географического положения, магазины по продаже кассовой техники и сопутствующих товаров.

Были созданы условия и для появления новых продуктов и сервисов в области больших отраслевых данных, которые сразу стали востребованы производителями FMCG, федеральными ритейл-сетями, банками, маркетинговыми агентствами, а также государственными учреждениями.

«Крупный бизнес уже делает шаги в сторону более глубокой интеграции данных ОФД в свои системы мониторинга и аналитики и учетные системы. Синтез систем и данных, который мы сейчас наблюдаем, позволит решать, как традиционные задачи больших компаний с широкой сетью представительств, холдингов из десятков юрлиц, франшиз и т.д., так и выявлять и решать накапливаемые сложными системами ошибки управления и учета. Все это приводит к снижению рисков и отражается на операционных расходах крупных компаний», – уверен Егор Сергеенко, директор по маркетинговым коммуникациям «Первого ОФД».

По его словам, конкуренция на рынке идей для бизнеса, соревнование технических команд по созданию систем управления бизнесом, товароучетных программ и других сервисов сейчас высока, как никогда. Все это приводит к снижению цен, улучшению качества продуктов и сервисов для малого, среднего и крупного бизнеса, а также к появлению новых, еще не просматриваемых сейчас, решений – мобильных, облачных систем, систем с искусственным интеллектом, самообучаемых нейросетей и многого другого. Это значит, задачу по созданию комфортной среды для предпринимателей можно считать решенной.

Читайте также

0

Самозанятые могут получить до 350 тыс. рублей на развитие бизнеса по соцконтракту

Заключить социальный контракт и получить финансовую поддержку могут самозанятые с доходом ниже прожиточного минимума. Органы ...

25 октября 2024

0

Можно ли отказать в обслуживании клиенту

В статье разберём, как обслужить проблемного клиента и не навредить репутации бизнеса. Когда можно отказывать в обслуживании, а ...

1 апреля 2024

0

Коммерческое и некоммерческое пaртнёрство: юридические особенности и риски

Бизнес-партнёрство — это сотрудничество между двумя предпринимателями. Но если не построить бизнес-процессы, не закрепить ...

18 сентября 2023

0

Господдержка от Минэкономразвития и VK Реклама: удвоение рекламного бюджета на продвижение

Самозанятые, ИП и ООО могут получить дополнительные средства на продвижение во ВКонтакте. Деньги можно потратить на разные цели ...

12 февраля 2024