Опубликовано: 2.02.2024
Внедрение управленческих практик Agile помогает компаниям оставаться успешными в условиях большой конкуренции и высокой степени неопределённости. Для внедрения Agile необходимо перестраивать внутренние процессы в компании. Рассказываем о том, что такое Agile-подход, кому он подходит, с чего начать внедрение.
Что такое Agile-управление
Agile (от англ. «гибкий») — способ гибко организовать работу компании. Он сфокусирован на командной работе, тесном взаимодействии и личной ответственности. Используя Agile, Вы сможете упростить бизнес-процессы, разделить работу на этапы и блоки, активно получать обратную связь и оперативно корректировать проект.
Первоначально гибкие методологии применялись только при разработке программного обеспечения, особенно предназначенного для массового использования. Сейчас же принципы Agile перекочевали во все сферы бизнеса. Применять их можно в любой организации, главное — понимать, какой цели Вы хотите достичь.
Чтобы понять, чем Agile отличается от стандартного подхода к управлению проектами, можно привести метафору. Представьте, что есть две деревни на разных берегах реки, и Вы хотите создать инструмент для общения жителей. Можно потратить полтора года на строительство моста и только потом увидеть, действительно ли он нужен жителям деревень.
А можно сразу же протестировать идею: построить верёвочную переправу и посмотреть, будут ли ей пользоваться. Если мы увидим спрос, то можно сделать небольшой верёвочный мост. А если и он окажется успешным проектом, то тогда уже можно строить полноценную конструкцию. Второй подход и является Agile-методом.
Ключевая специфика Agile заключается в том, что мы не проводим длительных исследований, не строим грандиозные планы и не пытаемся сразу создать безупречную версию продукта. Вместо этого мы сразу создаём прототип, который позволяет дать ценность клиенту в кратчайшие сроки. И уже вместе с клиентом думаем, как улучшить этот продукт. В результате путь продукта до рынка сокращается в разы.
Основные идеи Agile
Все принципы Agile были сформулированы в Манифесте в 2001 году. Всего четыре идеи, и все они интуитивно понятны:
- люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;
- работающий продукт важнее исчерпывающей документации;
- сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;
- готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Но как же применять Agile для управления бизнеса? Необходимо сконцентрироваться на особенностях этого подхода. Разберём каждый из них.
Принципы Agile
- Кросс-функциональность команды
Если Вы решили перейти на Agile-управление, то должны поменять работу коллектива. Каждому сотруднику необходимо знать, с каким клиентом Вы работаете, какие у него проблемы и цели.
Внутри команды все задачи распределяются, но каждый сотрудник взаимозаменяем. И если возникает проблема, то коллеги могут прийти на помощь. Структура организации должна быть максимально прозрачной: каждый понимает свои рабочие обязанности. Чтобы построить такую работу, необходимо проводить регулярные еженедельные встречи.
- Отчётность с небольшими интервалами
Agile-подход предлагает разделить весь рабочий процесс на небольшие итерации, чтобы можно было отслеживать результаты работы и оперативно вносить изменения. Также благодаря такому подходу Вы сможете быстро оценить эффективность продукта и отказаться от его реализации, если первые тесты не дадут хорошего результата.
Такие короткие проекты позволяют быстро получать обратную связь и оптимизировать продукт. Важно отметить, что Agile — это не только метод работы над продуктом, но и слаженность внутри команды. Он подразумевает в себе гуманистический подход внутри группы — всеобщее равноправие. Это заметно повышает продуктивность работы и мотивирует на более высокий результат.
Каким компаниям необходим Agile-подход
Agile-управление идеально подходит небольшим стартапам и компаниям, которые работают по проектам. Если у Вас общее и длительное производство, скорее всего, сложно будет перевести структуру на Agile. Но Вы можете использовать его инструменты в hr- отделе и при тестировании маркетинговых решений.
Ещё примеры:
- Маркетинговые агентства
Маркетинговые агентства с помощью Agile-подхода могут управлять проектами по разработке и продвижению маркетинговых кампаний. Для агентств это основной источник прибыли, поэтому внедрение техник Agile может стать серьёзным конкурентным преимуществом. Также Agile-подход будет полезен для улучшения рабочих взаимоотношений внутри команд, для создания актуальных проектов и оптимизации маркетинговых процессов.
- Производственные компании
Agile-подход в производственных компаниях может применяться для управления процессом выпуска продукции в зависимости от спроса. Если спрос на определённый товар резко возрастает, то компания может быстро перестроить свои производственные операции, чтобы удовлетворить этот спрос.
- Розничные компании
Для розничных компаний Agile-подход может помочь сразу в нескольких направлениях. Отдел продаж может использовать Agile-подход, чтобы регулярно проверять, какие товары пользуются спросом, и быстро добавлять их в свой ассортимент. Также с помощью Agile можно оптимизировать запасы, быстрее реагировать на потребности клиентов, оптимизировать процесс доставки товаров клиентам и так далее.
- Финансовые компании
Здесь наиболее ярким примером могут выступить страховые компании. Страховщики с помощью Agile-подхода могут адаптировать свои процессы и предлагать новые продукты, чтобы соответствовать потребностям клиентов и регулярно обновляющимся требованиям регуляторов.
В целом, Agile-подход может быть полезным для российских компаний из различных сфер малого и среднего бизнеса. Особенно в эпоху цифровой трансформации бизнеса, когда Agile-подход помогает быстрее внедрять новые цифровые решения и технологии.
С чего начать Agile-управление
Полноценное внедрение Agile-управления в работу компании поможет поднять эффективность работы команды и улучшит качество продуктов. Чтобы начать работать по новой системе, необходимо:
- обсудить, как будет выглядеть желаемый продукт, какие проблемы решать и как функционировать;
- разделить обязанности внутри команды;
- разделить весь процесс работы на недельные итерации;
- внедрить еженедельную отчётность клиенту, чтобы получать от него обратную связь и корректировать работу;
- поменять работу команды: каждый сотрудник выполняет свою конкретную задачу, но он может быть спокойно заменён другим человеком;
- создать всеобщее равноправие внутри группы.
Как выглядит Agile-подход на практике
Представьте, что у Вас небольшое маркетинговое агентство и Вы разрабатываете стратегию развития для Вашего клиента. Если Вы используете Agile-управление, то Вы разделите весь процесс работы на двухнедельные итерации. Сначала Вы проанализируете имеющиеся рекламные каналы, потом разработаете позиционирование, а потом будете проверять каждый инструмент по отдельности.
Первая итерация — таргетированная реклама в Instagram, затем — таргетированная реклама в других социальных сетях и т.д. В конце каждого шага сможете проанализировать результаты и понять, насколько успешным был запуск той или иной рекламы. Такой подход поможет Вам грамотно распределить бюджет и наглядно увидеть, какие инструменты оказались более и менее удачными.
Вывод
Agile — это инструмент для развития бизнеса, он подходит многим, но не всем. Плюсы и минусы Agile-подхода могут варьироваться в зависимости от конкретного проекта, команды и организации. Некоторые компании могут успешно внедрить Agile-подход и получить значительные преимущества, в то время как другие могут столкнуться с трудностями и вызовами.