Лидерство и личностный рост в бизнесе: правила и тенденции

Быть лидером сегодня модно. Все занимаются саморазвитием, участвуют в бизнес-форумах, придерживаются здорового образа жизни. Модная одежда, модные рестораны, модные увлечения — и вот мы, в итоге, все одинаковые. Читаем одни и те же книги, разделяем хобби, принимаем похожие решения. Как можно при этом говорить о лидерстве?

Я уверен, что лидер не может быть в тренде, модным, то есть фактически таким, как все. Ведь его задача — принимать нестандартные решения, чтобы компания могла прийти к отличным результатам и возвыситься над конкурентами. А мода на однотипность и похожесть рождает и решения также же — одинаковые. Так выделиться не получиться.

Настоящий лидер — это человек, который усмирил себя, чтобы стать тем, кем раньше не был, и достичь результатов, которые недостижимы для большинства. Какие же качества необходимы для лидерства в бизнесе?

Работайте над личностью

Прекрасный лидер и руководитель — это, в первую очередь, гармоничная личность. Он как катана — особенностью этого японского меча является идеально сбалансированная конструкция из множества слоев металла. Сочетание жесткого лезвия и эластичной основы придает металлу катаны чрезвычайную твердость и одновременно долговременную остроту.

Настоящий лидер должен обладать острым, словно режущая кромка меча, умом. Иметь стойкий характер, чтобы адекватно реагировать на давление со стороны, словно жесткая сердцевина меча, которая и является его основой. Лидер должен быть гибким и одновременно иметь твердый стержень, чтобы не сломаться под нагрузкой и объединять команду, словно эластичная основа, которая защищает сердцевину меча от сколов, трещин и возможного разрушения от ударов.

Будьте визионером

Самые успешные люди во все времена были схожи в одном: они будто видели время и рынок насквозь. Они чувствовали, что сейчас нужно, хотя другие об этом и не догадывались. Они могли зарядить команду и вести ее туда, где для остальных победы были не очевидны. 

Иногда для успеха требуется иной взгляд на обычные вещи, например, соединить компьютер и телефон. И то и другое уже было, но после того как это совместили, рынок получил гаджет, изменивший правила игры. Вот этого ожидают от лидеров.

Казалось бы, зачем в наше время быть провидцем, если уже создали искусственный интеллект, который строит довольно точные прогнозы? Не проще ли принимать решения с его помощью? Однако тут работают сразу два момента: во-первых, не вы один можете пользоваться ИИ, а значит, и решения могут быть похожими и шаблонными. А во-вторых, в любом случае ответственность должен нести человек. На предсказания искусственного интеллекта, конечно, можно опираться, но принимать решение и отвечать за него будет именно лидер.

Ведите команду к победе

Работа в команде — это постоянное лавирование между прошлым и будущим. Нужно учитывать уже совершенные ошибки, чтобы не повторять их, и при этом делать все возможное, чтобы эта осторожность не повлияла на будущие результаты. Многие сотрудники боятся принимать решения или брать на себя ответственность, ведь в прошлом уже был какой-то негативный опыт. Сомнения передаются в коллективе как вирус, и могут повлиять на будущее компании. 

Лидер должен находить способы преодолевать страхи и сомнения и воодушевлять коллектив. Его задача — контролировать атмосферу внутри команды и помогать своим сотрудникам становится победителями.

Помогайте команде расти

Сейчас существует множество модных слов и систем по управлению всем, от команды до своего времени. Но не стоит забывать и классические методы, которые великолепно показали и зарекомендовали себя. Я говорю о меритократии и о создании начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции. 

Как показывают практика и логика, если все в команде понимают, кто и какую ответственность несет, кто и за что отвечает и какие результаты необходимы, это упрощает командную работу.

Не будьте роботом

Лидеру важно развивать в себе эмпатию — в наш век электронной почты, мессенджеров и соцсетей это особенно необходимо. Сейчас резко уменьшается количество личного общения, даже голосом люди разговаривают все реже — все предпочитают вести переписку в мессенджерах и по почте. Интонация, манера речи и все, что можно понять только из личного общения, становится не нужным. Люди просто перестают воспринимать их, а ведь эмоции очень важны для бизнеса.

Человеку необходимо уметь понимать других людей, слышать их, видеть сомнение или доверие в глазах партнеров на переговорах. Лидер должен улавливать эмоции, чтобы суметь изменить ход переговоров, убедить коллегу или партнера в своей правоте, отстоять свою точку зрения. Без эмпатии и навыков социальной коммуникации человек становится похож на робота. Он, конечно, всегда готов помочь, но в нем нет души.

Развивайте осознанность и ищите внутренний покой

Чтобы стать лидером, надо научиться быть собой. Развивать осознанность. Для этого недостаточно быть управленцем или иметь диплом — необходимо гармонично развиваться, разрешать внутренние конфликты. 

Саморазвитие помогает человеку обрести внутреннюю силу, покой, которые просто необходимы при принятии серьезных решений и при реагировании на постоянно изменяемые условия внешнего мира.

Стабильность и уверенность в себе необходимы лидеру, чтобы он мог вести команду к победе. Эмоции, безусловно, важны, но в работе руководителю важнее иметь хладнокровие и внутренний покой.

Учитесь правильно распределять энергию

Без внутренней энергии невозможно быть уравновешенным, батарейка быстро сядет. Успешный руководитель понимает, что от количества энергии напрямую зависит и расстояние, которое он «пройдет», и скорость прохождения из точки А в точку Б. В данном случае будет справедлива параллель с машиной: при путешествии на дальнее расстояние важна не максимальная скорость авто, а средняя и постоянная. 

Бизнес — это путешествие на дальнее расстояние. Не спринт, а марафон, который проходит вся команда во главе с лидером. И если у кого-то не хватает энергии и он быстро «взрывается» и «останавливается», то средняя скорость будет ниже. Команде необходимо правильное распределение ресурсов, точная расстановка сил. И делать эти расчеты должен лидер.

А еще настоящий лидер команды — это мотиватор, способный зарядить команду и поддерживать в людях азарт, огонь, страсть к победе. Важно уметь видеть изменения в команде и помогать преодолевать возможные кризисы, как только они проявились.

Анализируйте это

Анализ своих действий, результатов, ошибок и их решения очень важны. Это вроде бы такой очевидный и даже банальный момент, но без анализа невозможно двигаться дальше. Человек будет расти, только если правильно анализирует свой опыт, понимает свои слабые и сильные стороны и может корректировать свои действия, исходя из возможностей. 

Без подобного анализа бизнесмен или топ-менеджер может взять на себя слишком много, недооценить свои силы или возможности компании. Без анализа сложно распределить обязанности в команде. И, при необходимости, вносить корректировку в кадрах. 

И безусловно, правильное понимание возможностей команды позволяет руководителю грамотно делегировать полномочия и распределять зону ответственности внутри коллектива.

Не бойтесь падений

Нельзя стать настоящим лидером и просвещенным человеком, не упав однажды. Падения делают нас сильнее. Они позволяют переоценить свои возможности и понять, что мы обычные люди и можем ошибаться. Мы не боги. Понимая это, лидер еще более серьезно фокусируется на цели и совершенствовании себя. 

В истории огромное количество известных примеров того, как после падения человек взлетал еще выше: Стив Джобс, Уолт Дисней, Генри Форд, Опра Уинфри, Майкл Джордан. Все они ошибались, каждый что-то терял, но потом смог подняться и добиться великих достижений. И вы тоже сможете.

Рекомендованные курсы
Перейти в раздел
Материал уже доступен
Стратегия компании
Арсений Кутовой и Алексей Коваленко
Брендинговое агентство Dotorg branding & digital
Материал уже доступен
Взлом маркетинга ресторана!
Виталий Кромин
Директор по маркетингу «Чайхоны №1 Тимура Ланского»
Материал уже доступен
Создаем Интернет-магазин с нуля
Интенсив подготовлен при поддержке Минэкономразвития России
Материал уже доступен
Таргетированная реклама в Instagram для новичков
Павел Боревич
Эксперт по Интернет-маркетингу, основатель Digital-агентства Gradus°
Материал уже доступен
Messenger Marketing для малого бизнеса
Даниил Баженов
Маркетинговый партнер платформы FastTrack, Интернет-маркетолог
Материал уже доступен
Инструменты стимуляции продаж вашего бизнеса
Дмитрий Кибкало
Совладелец сети магазинов настольных игр «Мосигра»
Материал уже доступен
Научись мыслить как предприниматель
Аркадий Морейнис
Основатель фабрики стартапов «Главстарт» и сервиса «Price.ru»
Получите кейс и узнайте
Как перевести бизнес в онлайн и получать заявки по 25 рублей
На почту В Telegram В Viber
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности