Опубликовано: 12.01.2024
Себестоимость — такое привычное слово, но не все предприниматели знают, как правильно посчитать затраты на производство и продвижение продукта. В этой статье разберём важные аспекты, связанные с себестоимостью продукта.
Что такое себестоимость
Прежде чем предлагать какой-то продукт, необходимо потратиться на производство, покупку, продвижение. Все эти расходы и есть себестоимость Вашего товара или услуги.
Например, есть Интернет-магазин. Сначала предприниматель закупает товары оптом, доставляет их на свой склад и продаёт в розницу. Чтобы товар преодолел путь от оптового склада до клиента, владелец должен оплатить сам товар, его доставку на свой склад, рекламу, доставку до клиента.
Другой пример: у Вас строительный бизнес, и Вы строите коттеджи на заказ. Себестоимость будет складываться из стройматериалов и оплаты труда строителей.
Зачем считать себестоимость
Знать реальную стоимость продуктов выгодно, эта информация поможет Вам:
- Правильно назначить цену на товар. Когда Вы ориентируетесь только на рынок, можно просчитаться и начать продавать дешевле себестоимости. Но что делать, если средняя рыночная цена ниже себестоимости? Вы можете либо сокращать расходы на производство, либо вкладываться в маркетинг, чтобы убедить покупателей, что ценность продукта намного выше его цены.
Если Вы решите пойти вторым путём, то Вам необходимо заранее изучить Вашу аудиторию, чтобы деньги на продвижение продукта по цене выше рынка не были потрачены зря. Например, Вы можете заказать готовые маркетинговые исследования в ВТБ, которые помогут принять взвешенное решение и выбрать стратегию развития. Подробности читайте на странице сервиса.
- Управлять расходами и доходами компании. Самый простой способ увеличить прибыль компании — снизить себестоимость продукции. Анализ себестоимости позволяет идентифицировать и устранить излишние расходы, оптимизировать использование ресурсов и материалов, а также повысить эффективность производственных процессов. Это может включать пересмотр поставщиков, снижение затрат на материалы или энергию, автоматизацию процессов и другие меры для снижения себестоимости продукта. Управление себестоимостью продукта помогает компании определить, какие продукты или услуги приносят наибольшую прибыль и какие могут быть оптимизированы или исключены.
- Соотнести себестоимость с рыночной ценой. Такое соотношение поможет Вам увидеть, насколько выгодно реализовывать новую идею. Если себестоимость оказывается выше рыночных условий, лучше отказаться от проекта и искать что-то более выгодное.
Вы можете заранее оценить состояние рынка с помощью готовых бизнес-планов от опытных экспертов. Например, «Бизнес-планы» от ВТБ дадут Вам понимание о целесообразности выхода на рынок и готовую финансовую модель в редактируемом виде. Вам останется лишь вбить в форму свои данные, и Вы получите расчёт под Ваши задачи и бизнес-цели.
Какая бывает себестоимость
Бывает нормативная и фактическая себестоимость, и для грамотного учёта необходимо считать обе.
Нормативная себестоимость рассчитывается при планировании — до того, как приступать к проекту и начинать производство. Это ориентировочный план, Ваши ожидания от реальных затрат на Ваш продукт.
Фактическая себестоимость — та, что вышла по факту реализации проекта, производства изделий, закупки товара. Например, заказали товар за границей, посчитали стоимость партии в рублях на день заказа. А пока товар везли к Вам, курс изменился — значит, и себестоимость станет другой.
Какие методы помогают рассчитывать себестоимость
В зависимости от того, как Вы производите продукт, Вы можете использовать один из трёх методов:
- позаказный
Пример позаказного расчёта — студия авторского дизайна интерьеров. Каждый объект у неё уникален, поэтому и себестоимость приходится под каждый заказ рассчитывать заново.
- попередельный
Попередельный метод применяется на предприятиях с серийным производством. В пекарне в одном цеху месят тесто, в другом выпекают хлеб, пирожки, кексы и прочее, а в третьем всё это фасуют. Себестоимость продукции на каждом этапе рассчитывается отдельно.
- попроцессный
Попроцессный метод используют компании с несложным циклом производства — например, лакокрасочный завод. Здесь считаются расходы на всю партию продукции целиком.
Есть другая классификация методов для расчёта себестоимости — по полноте включения затрат:
- полная себестоимость
Здесь учитываются все затраты: как прямые, так и косвенные, не влияющие непосредственно на производство Вашего продукта. Более подробно о том, что является косвенными и прямыми расходами, расскажем далее.
В этом способе возникает много сложностей, например, как правильно рассчитать косвенные затраты, если у Вас большой ассортимент товаров и услуг. Об этом мы тоже поговорим далее в этой статье.
- директ-костинг
Директ-костинг более применим к реалиям бизнеса. Этот метод учитывает только прямые расходы, а косвенные отбиваются при реализации товаров или услуг.
Как считать себестоимость
Чтобы посчитать себестоимость с помощью директ-костинга, необходимо разделить все расходы на прямые и косвенные.
Прямые расходы бизнес несёт, чтобы приобрести или произвести конкретный товар, оказать конкретную услугу. Например, для бизнеса по строительству бань это закупка материалов, зарплата рабочих (если они на сделке), транспортные расходы. Эти расходы нам и нужны при расчёте себестоимости.
Косвенные расходы не относятся напрямую к производству продукции. В том же бизнесе по строительству бань это будут налоги, зарплата бухгалтера, аренда офиса. Эти расходы не нужны при расчёте себестоимости. Зная прямые расходы, мы можем посчитать себестоимость всей партии и, если надо, отдельной единицы товара.
Точка безубыточности
А как быть предпринимателю, если у него в ассортименте десятки различных товаров? Вам поможет точка безубыточности. Этот показатель демонстрирует, какая выручка покроет себестоимость и все косвенные расходы.
Прямые расходы относятся к переменным: чем больше Вы производите товаров, тем выше эти расходы. А косвенные расходы — постоянные: они не зависят от объёма производства. От соотношения переменных и постоянных расходов и цены продукции зависит точка безубыточности. Она определяет такой объём продаж, при котором предприятие покрывает все свои расходы, не получая прибыли.
Вывод
Расчёт себестоимости продукта можно проводить самостоятельно, когда у Вас есть доступ к необходимым данным и Вы понимаете принципы и методы расчёта. Однако если у Вас в компании существуют сложная структура затрат, большое количество компонентов или специфические требования к расчёту, то лучше обратиться к профессионалам.