Стартап
Как построить бизнес на творчестве: пошаговая инструкция

Как построить бизнес на творчестве: пошаговая инструкция

Юлия Блинова фото

Юлия Блинова

Руководитель направления внешних коммуникаций международной платформы Ярмарка Мастеров — Livemaster

Ярмарка Мастеров — Livemaster — главная онлайн-платформа handmade-товаров в России.  Уже 15 лет она помогает малому бизнесу находить покупателей по всему миру: каждый месяц платформу посещают 8 500 000 человек в поисках уникальных изделий для себя, для дома или в подарок. Сегодня команда Livemaster хочет поделиться с мейкерами и начинающими предпринимателями инструкцией: как превратить творческое хобби в бизнес. 

Вы варите мыло, собираете мебель из дерева или шьете кукол, но не знаете, как монетизировать свое увлечение? Или у вас уже есть небольшой handmade-бренд, но непонятно, как масштабировать продажи? Тогда читайте инструкцию и выписывайте идеи!

Шаг 0. Заручиться поддержкой

Все верно, это нулевой шаг. Перед тем, как начать свое дело, убедитесь, что в вашем окружении есть люди, на поддержку которых можно рассчитывать. Это могут быть друзья, родственники, коллеги, ваш психолог, мастермайнд-группа или ваши сокурсники по бизнес-вебинарам и марафонам. Без человека, который вовремя даст совет, подбодрит в момент неудачи или просто будет мотивировать своим примером, очень сложно преодолеть те «ямы» и «кочки», которые абсолютно каждый предприниматель встречает на пути к успеху. И, в особенности, «творческий» предприниматель.

Шаг 1. Изучить рынок и выбрать нишу 

Нет, речь не идет про дорогостоящие и объемные маркетинговые исследования. Однако полезно определить, какой именно товар или модель изделия пользуются спросом в вашем направлении. Для анализа спроса можно использовать Яндекс.Wordstat. Например, наберите там слово «шарф», «снуд» и «шапка» — и вот вы уже знаете, какие из ваших вязаных изделий чаще ищут пользователи “Яндекс”.  Кроме этого, можно изучить тематические порталы, расспросить знакомых и подписчиков в социальных сетях. Возможно, вы узнаете, что от большинства шапок электризуются волосы и чешется лоб, и предложите рынку уникальный головной убор, который решает эти проблемы. Или поймете, что снуды уже не в тренде, и лучше сменить ассортимент.

С другой стороны, важно понять, какие предложения уже есть на рынке. Не пытайтесь найти нишу, где вы будете первым: скорее всего, там просто нет спроса. Чтобы изучить, что предлагают конкуренты, зайдите в каталог на livemaster.ru и найдите релевантный раздел. Побродите по онлайн-магазинам мастеров: в чем с них можно взять пример, что вы сделаете лучше, чем будете от них отличаться? Прочитайте книгу Остина Клеона «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» — советы этой книги помогут найти свой путь среди других.

Теперь вы сможете более осознанно подойти к выбору ниши, товарного ассортимента, материалов и лекал.

Шаг 2. Определить целевую аудиторию (ЦА) и уникальное торговое предложение (УТП)

Продавать всем — значит не продавать никому. В вашей голове (и желательно на бумаге!) должен быть в деталях зафиксирован образ вашего потенциального покупателя: сколько ему лет, сколько он зарабатывает, чем занимается в свободное время, есть ли у него семья и дети, где он сейчас покупает аналоги ваших товаров, какие у него потребности, что он хочет, какие у него «боли» и как вы можете их закрыть, в каких социальных сетях он «сидит»? Чем больше вопросов вы проработаете, тем больше инсайтов сможете получить и применять при выборе ассортимента, текстов, фотографий и каналов продвижения. Например, если ваша аудитория —  мамы с детьми, в преимуществах изделия из дерева можно подчеркнуть, что оно не разобьется при падении и не поранит ребенка.

А теперь взгляните на конкурентов, свою нишу и портрет клиента и напишите УТП: что именно вы продаете, в чем ценность? Например, «сумки из кожи» не несут в себе никакой ценности, а «неоновые сумки из экокожи говорят клиенту, что здесь будет ярко, трендово и экологично. Опишите ваш бренд подробнее: зачем он существует, какое у него настроение и стиль, какие эмоции вы продаете. Ведь клиент уже давно покупает не товар, а ценности и смыслы.

Шаг 3. Посчитать деньги 

Творческие навыки не всегда сочетаются с финансовыми. Однако до тех пор, пока вы не оперируете цифрами, ваше дело не может называться бизнесом. Начните с расчета юнит-экономики. Это таблица, куда нужно записать все расходы на производство и продажу одной единицы изделия, затем определить стоимость изделия для покупателя и посчитать вашу прибыль с одного изделия с учетом налогов и комиссий.

Затем переходите к финансовому плану на ближайшие месяцы: поставьте цель по продаже определенного числа изделий на каждый месяц и рассчитайте общую ежемесячную прибыль. Не забудьте учесть в финансовом плане постоянные фиксированные расходы: например, аренда офиса при его наличии, интернет, зарплата помощнику. Ответьте на вопрос: что можно сделать, чтобы скорее выйти в плюс? Например, оптимизировать расходы на производство без потери качества, поднять цену на товар, отказаться от крупных расходов на старте, использовать больше каналов привлечения покупателей.

Шаг 4. Решить формальности 

Для чего регистрировать бизнес? Основная причина — это возможность легально вести свое дело: подтверждать доход, не бояться проверок ФНС и штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность. Самые простые способы легализации бизнеса для начинающего предпринимателя — зарегистрироваться как самозанятый или как индивидуальный предприниматель. Важно детально изучить плюсы и минусы каждого варианта и выбрать для себя оптимальный.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно в  Банке ВТБ, Специально для этой категории клиентов был запущен онлайн-сервис, с его помощью которого индивидуальные предприниматели и физические лица могут бесплатно встать на учёт в ФНС по режиму «Налог на профессиональный доход».

Шаг 5. Произвести и отснять изделия 

В онлайн-пространстве продают визуал. Покупая handmade, покупатель ждет уникальности, а не скучных фотографий на белом фоне. Если вы не будете вкладывать ресурс в создание качественных атмосферных снимков, то покупатель не заинтересуется вашими товарами — они просто не зацепят его внимание. Цель фотографии — погрузить клиента в атмосферу вашего бренда, подарить ему эмоцию, вовлечь его в образ, вызвать непреодолимое желание стать частью этого образа.

Чтобы сделать продающие фотографии, не обязательно нанимать фотографа или покупать дорогую технику. Вы можете сделать фотографии даже на свой смартфон, если знаете алгоритм. Во-первых, поищите фотографии конкурентов, заберите их как идеи для ваших фото. Во-вторых, изучите в интернете основные правила композиции: золотое сечение, правила равновесия, крупность планов, ракурс, правила сочетания цветов. В-третьих, используйте реквизит и людей для создания атмосферных фотографий, снимайте каждое изделие в разных ракурсах, показывайте детали. И, наконец, проводите фотосъемку только при дневном свете — это повысит качество фотографии.

Обработайте фотографии в единой стилистике в Photoshop, Lightroom или Snapseed. С помощью этих фоторедакторов можно выравнивать свет, яркость, температуру, контраст, цветопередачу.

Шаг 6. Выбрать каналы продаж

Пришло время тестировать каналы продаж! Мы рекомендуем создать магазин на платформе Ярмарка Мастеров — Livemaster. В этом случае вас увидит многомиллионная аудитория платформы, вашему бренду будут доверять, и вы сможете подключить готовые сервисы логистики и онлайн-оплаты. Вы можете использовать и другие каналы продвижения: Instagram + таргетированная реклама, собственный сайт + Яндекс.Директ и другие маркетплейсы. Но помните — ни одна площадка не принесет вам больших продаж без вложения вашего главного ресурса — времени. Не ждите волшебной таблетки. Открыв свою страницу на любой из платформ, вам придется досконально разобраться в ее возможностях и выделять время на тестирование инструментов и функций, обновление ассортимента, создание постов, ответы на сообщения и комментарии.

Например, на платформе Ярмарка Мастеров  для бесплатного продвижения магазина следует проработать название, описание и ключевые слова для каждого товара, подключить онлайн-оплату и программу привилегий, на ежедневной основе создавать коллекции товаров, писать публикации в блог, комментировать новости, публикации и коллекции других авторов. Все это поможет чаще попадаться на глаза потенциальным покупателям и увеличивать просмотры магазина и товаров.

Шаг 7. Масштабировать бизнес

Все шаги успешно пройдены, юнит-экономика сходится, а каналы продаж дают небольшой, но регулярный поток заказов? Значит, пора масштабировать работающую схему!

Ваш ресурс — не резиновый. Проанализируйте свои задачи, выпишите те, что отнимают много времени, а также те, которыми вам искренне не нравится заниматься, и делегируйте их. Например, наймите помощника, который будет заниматься обработкой заказов, упаковкой, логистикой. Кстати, помощнику можно делегировать и некоторые личные дела, а для оптимизации быта пригласите клининг. Все это освободит не только ваше время, но и вашу энергию на творчество и рост.

Пересмотрите юнит-экономику. Можно ли оптимизировать затраты на производство и упаковку с учетом роста объема заказов? Может быть, некоторые материалы можно заказать сразу большой партией. Какие каналы продаж дают больше всего покупателей? Развивайте именно их, и вкладывайте больше денег в рекламу, которая показала свою результативность.

Успешный бизнес всегда построен на вашей истинной самореализации. Если handmade — это путь вашего сердца, то идите им, а описанные выше шаги лишь помогут построить самый прямой маршрут.

Расчетный счет для вашего бизнеса

Открытие счета 0₽Платежи и переводы 0₽До 12 месяцев обслуживания счета для бизнеса бесплатноДо 12 месяцев обслуживания счета для бизнеса бесплатно

Похожие статьи