Личное развитие
Татьяна Черепанова

Татьяна Черепанова

Практикующий психолог, основатель Образовательного центра прогрессивного развития и современной̆ психологии «ИнноЛогос», Президент АНО ДПО «Международная академия психологии инновационного развития».

Как детские страхи мешают вам много зарабатывать и что с этим делать?

Как детские страхи мешают вам много зарабатывать и что с этим делать?

До 7 лет у ребенка формируется жизненный сценарий, в том числе финансовый. Основой для него становятся убеждения родителей. И хотя сознательно малыш еще не способен понять смысл многих фраз, они откладываются в подсознании и спустя много лет дают о себе знать соответствующим типом мышления и качеством жизни.

Пусковые факторы сценария «безденежья»

Негативное отношение к деньгам может сложиться у человека из-за родовых психотравм (например, из-за случаев раскулачивания в семье или кражи накоплений). Люди, пережившие подобное, начинают думать, что финансы приносят боль и страх. Такой образ мышления толкает человека на действия, приводящие к потере денег. Сценарий передается от родителей детям через предписания и запреты. Фразы плотно оседают в подсознании, ведь мама и папа воспринимаются ребенком как эталон.

Поговорки «Нужно откладывать на чёрный день», «Такова моя судьба — жить небогато» указывают на неизбежность безденежья, человек всё время ждёт этот «чёрный день», отсутствие денег для него безысходность. Слова «Деньги портят человека» формируют у ребенка негативное отношение к финансовому благополучию. Выражение «Честным трудом денег не заработать» отбивает желание зарабатывать больше и создает финансовые потолки.

Слово — мощное оружие, поэтому лучше не употреблять подобные фразы в семейном окружении.

Как «разблокировать» финансовое благополучие?

Как бы ни сформировался наш финансовый сценарий, главное, помнить: все в наших руках. В любой момент можно освободиться от любых страхов и изменить свое денежное мышление! В этом может помочь когнитивная реструктуризация. Способ подразумевает замену плохих убеждений на хорошие.

Все убеждения, которые у нас есть мы можем разделить на два вида:

  • функциональные, адаптивные или позитивные. Те, что нам помогают жить: я красивая, у меня все получится и т.д.;
  • дисфункциональные, иррациональные или негативные. Те что нам мешают жить: я не достоин этой должности, у меня не получится, это не мой уровень и т.д.

Первый шаг заключается в принятии факта, что все негативные убеждения — это только гипотезы. То есть это не реальность, а просто мысли, правдивость которых еще только предстоит проверить.

Второй шаг — выявление взаимосвязи между нашим состоянием и нашими мыслями. Важно научиться отслеживать, что находясь в негативном состоянии, мы скорее всего, на фоне  прокручиваем негативную мысль о себе, окружающих или ситуации в целом.

И третий шаг — это «перепрошивка» негативных мыслей через сократический диалог и специальные вопросы. 

Сначала мы понимаем, что мы думаем и какое состояние испытываем, потом оспариваем эту мысль и создаем новую, позитивную.

Как будем «отлавливать» негативные  убеждения? 

С помощью специальных вопросов в таблице ниже.

СитуацияЭмоцияМыслиДействия
Что произошло? Заказчик сказал, что пока не готов принять решение о сделке.Что я почувствовал? Я ощутил тревогу.Что я подумал? Наверное он не готов так дорого купить, потому что я пока еще не на том уровне.Мое поведение в связи с этим. Предлагаю большую скидку и в итоге зарабатываю меньше.

Дело в том, что наши привычные мысли, особенно автоматизмы, незаметно живут в нашей голове и не вызывают у нас никакого подозрения. Поэтому нам важно сначала вспомнить ситуации, при которых мы раз за разом «проваливаемся». То есть могли бы назвать цену больше, но не назвали. Могли настоять на своем и получить то, что реально хотите, но в последний момент сжались и не сделали. 

Возьмите несколько таких ситуаций и пропустите их через таблицу, как в примере. Важно в этом упражнении фиксировать мысли, которые приводят к состоянию или его сопровождают. Еще раз просмотрите пример в таблице.

 Дальше нам эти мысли необходимо проверить на «правдивость». 

Вопросы для изучения обоснованности мыслей:

  1. Что свидетельствует за? Что свидетельствует против?
  2. Возможны ли другие объяснения ситуации?
  3. Что в такой ситуации подумал бы кто-то другой?
  4. Какие преимущества и недостатки дает мне такой способ мышления?
  5. Основана ли моя мысль на моем самочувствии или на реально произошедших фактах?
  6. Какие логические ошибки я допускаю?
  7. Не забываю ли я о некоторых важных фактах и не переоцениваю ли значимость мелочей?
  8. Не рассуждаю ли я в экстремальных категориях – всё или ничего?
  9. Не рассматриваю ли я вопросы, на которые невозможно ответить?
  10. Не предъявляю ли я к себе более строгие требования, чем к другим?
  11. Не переоцениваю ли я вероятность угрозы определенного события?
  12. Если случится то, чего я так боюсь, что в этом было бы ужасного?
  13. Не принимаю ли я на себя ответственность за вещи, которые я не могу контролировать?

Возьмите ситуацию и ответьте на все вопросы по списку, и вы увидите, что многие негативные мысли далеки от реальности. В нашем примере заказчик может иметь тысячу причин для отказа или паузы. Так же и с вашими убеждениями, они покажутся вам смешными после этого упражнения. Важно при анализе доводов «за» и «против» использовать только факты реальности и избегать субъективного мнения.

И последний этап — переформулируйте первоначальную мысль. Запишите реальное положение вещей. Например:

«Заказчик ждет из отпуска директора по IT, чтобы ему доверить проведение сделки, поэтому откладывает дальнейшие действия по сделке».

И так с каждым убеждением, которое вам мешает. Создайте себе еженедельную практику работы и уже через несколько недель вы заметите, как ваше поведение измениться. Придут новые ситуации, в которых вы сможете получить желаемое.

Поделиться

Открытие рассчетного счета

Расчетный счет для вашего бизнеса

РКО для вашего бизнеса

  • Бесплатное открытие счета
  • Бесплатное обслуживание 1 год
  • Переводы и платежи без комиссии