Опубликовано: 13.02.2024
По данным опроса, проведённого международной платформой Lendio, 77% стартапов используют собственные средства для первых шагов в бизнесе, но нередко их оказывается недостаточно. Куда идти за деньгами? В статье расскажем, как и когда привлекать инвесторов, а когда лучше обратиться за помощью к близким.
Куда обращаются на этапе бизнес-идеи?
25% стартапов запускаются за счёт заимствований в семье и у ближнего круга.
Это не случайно. Идея бизнеса, загоревшаяся лампочкой в Вашей голове — это прекрасно. Но если у Вас нет ни плана, ни опыта, получить средства на её реализацию будет сложно. Слишком много неопределённости и рисков как для Вас, так и для любого инвестора.
На этом этапе лучше идти к тем, кто больше всего верит в Вас, в Ваши личные и профессиональные качества. Это родственники, друзья, родные, близкие и коллеги. Именно они могут дать деньги не «под бизнес», а под Вашу личную ответственность.
На каком этапе можно идти к инвесторам и партнёрам?
Исследование аналитической платформы CB Insights показало, что 42% стартапов терпят неудачу по причине неверной оценки рынка и спроса на продукт, а не из-за отсутствия средств. Инвесторам важно понять, насколько Ваша идея перспективна, есть ли риски для инвестиций.
Чтобы заинтересовать партнёров или инвесторов, необходимо показать не только идею, но и первые результаты. Бизнес-план, MVP и тестирование Вашего бизнеса — это то, что может Вам понадобится на этом этапе. Рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов.
- Бизнес-план
Бизнес-план — это документ, в котором описывается, как будет функционировать бизнес и каким образом достигнуть поставленных целей. Он включает в себя информацию о продукте или услуге, рынке, конкурентной среде, стратегии продаж, финансовых показателях и плане развития. Бизнес-план необходим для планирования и привлечения инвестиций, а также для оценки жизнеспособности и успешности бизнеса. Более подробно о том, как правильно его составлять, мы рассказали в материале «Как самостоятельно составить бизнес-план – методы и рекомендации».
- MVP (продукт с минимально необходимым набором параметров)
MVP (Minimum Viable Product) — это минимально жизнеспособный продукт, который содержит основные функции и характеристики, необходимые для удовлетворения потребностей пользователей. Цель MVP — быстро проверить гипотезу о продукте и получить обратную связь от пользователей.
Чтобы создать MVP, нужно определить основные функции продукта, которые решают проблему пользователей, разработать их и запустить на рынок в минимально работоспособном виде. Важно сосредоточиться на самом необходимом функционале и не тратить время и ресурсы на ненужные детали. О том, как это правильно сделать, рассказали в нашем материале «Что такое MVP: виды, функции, показатели эффективности».
- Тестирование клиентского спроса и каналов продаж
Тестирование клиентского спроса — это процесс, при котором бизнес проверяет, насколько востребован их продукт или услуга у потенциальных клиентов. Это может включать проведение опросов, фокус-групп, анализ конкурентов и сбор обратной связи от пользователей.
- Тестирование каналов продаж
Тестирование каналов продаж — это проверка различных способов доставки и продажи продукта или услуги потребителям. Это может включать использование онлайн-платформ, розничные магазины, прямые продажи или партнёрские программы. Цель — определить наиболее эффективные каналы продаж, которые привлекут больше клиентов и увеличат продажи.
Где искать партнёров и инвесторов?
Социальные сети — это возможность рассказать о своём проекте широкой аудитории или предложить партнёрство конкретным инвесторам. Развитие специализированных площадок создают условия для обращения к целевой аудитории. Подкасты для поиска партнёров есть, например, в VC.RU или на «Авито».
Растёт популярность краудфандинга. На этих платформах Вы сможете представить свой проект частным инвесторам. Есть возможность собрать деньги в счёт будущих выплат инвесторам или вовсе безвозмездно, если, например, проект имеет высокую социальную ценность.
Есть удобная агрегированная площадка Get Investor, которая объединяет около 20 краудфандинговых площадок, например, Boomstarter и jetLend. В том числе разноплановые — от сбора денег на бизнес-проекты под проценты до социальных. Там же есть разделы для поиска партнёров.
Примеры небольших краудфандинговых проектов
- Лавака
О проекте. Производство полезного десерта «Лавака» по авторскому рецепту семьи Исаевых из Волоколамска. Каждый, кто поддерживал проект, получил новый полезный десерт в подарок. Часть сладостей безвозмездно передали в детские дома. Подробности читайте на странице проекта.
Привлечённые инвестиции: 50 000 руб.
- Свечная мастерская «Lumiere»
О проекте. Команда из Санкт-Петербурга проводит мастер-классы по изготовлению свечей с необычными запахами и продаёт уже готовые свечи. Поэтому в краудфандинге были и соответствующие лоты: большой набор свечей с оригинальными ароматами на 100 часов тепла, коробка «Свечной мастер» и билеты на мастер-класс. Подробности можно найти на странице проекта.
Привлечённые инвестиции: 32 290 руб.
Возможности ВТБ для старта бизнеса самозанятого
Для того чтобы облегчить поиск средств, Банк ВТБ предусмотрел специальные программы кредитования самозанятых (возможность оформить карту и кредиты). Такая возможность предоставляется любому самозанятому, независимо от этапа развития его бизнеса или срока регистрации в этом статусе.
Для того чтобы воспользоваться программами кредитования и всеми преимуществами самозанятости с ВТБ, Вам потребуется пройти регистрацию в мобильном банке «ВТБ онлайн» в разделе для самозанятых.
Какие дальнейшие шаги развития бизнеса
Пройден этап тестирования, появились первые клиенты, а Вы регулярно фиксируете свой доход? Поздравляем! Теперь Ваша идея существует не только на бумаге. На этом этапе можно идти в банк или к более крупным инвесторам, которые оценят Ваш бизнес на основе финансовых показателей. Кроме того, появляется возможность перехода в статус ИП или ООО, заимствования более значимых сумм или под меньшие проценты.