Опубликовано: 10.02.2021
Хотите развить бизнес с минимальными вложениями и в кратчайшие сроки? Присмотритесь к открытию франшизы! Правильный выбор франшизы во многом определит ваш успех. Из статьи вы узнаете, как правильно это сделать и на что обратить внимание.
Франшиза — это готовая бизнес-модель, а франчайзинг — это вид рыночных отношений между покупателем зарекомендовавшего себя бренда (франчайзи) и владельцем этого бренда (франчайзера).
Средняя рентабельность инвестиций во франчайзинге за первые 10 лет работы составляет более 600%. Для обычных независимых предприятий за аналогичный период – только 300%. Доля франчайзинга в мировом ВВП, в среднем, составляет 2,7%. В мире работают более, 2,6 млн франчайзинговых компаний, которые дают более 29 млн рабочих мест по всему миру.
Почему стоит выбрать бизнес по франшизе?
Покупка франшизы имеет много преимуществ по сравнению с организацией бизнеса с нуля. В первую очередь, это зачастую самый быстрый способ развития компании при минимальных инвестиционных рисках и вложениях. Другое важное преимущество – это стабильность. Ключ к успеху – уже отработанные и успешные технологии ведения бизнеса.
Кроме того, обычно франшиза позволяет снизить срок окупаемости и выход на прибыль по сравнению с самостоятельным запуском бизнеса за счет использования уже готовой бизнес-модели.
В каких сферах больше всего предложений от франчайзеров в России?
Лидирует сфера торговли (48%). Далее следуют общественное питание (23%) и бытовое обслуживание (12%). Популярны также такие сферы, как обслуживание бизнеса (6%); развлечения, путешествия, спорт (5%); медицинские услуги (3%), автосервис (2%) и строительство (1%).
Кстати, некоторые виды франшиз были и продолжают быть востребованы и в кризис. Среди таких сфер – общепит, медицинские услуги населению, школы и детские сады, торговля товарами для детей, продуктовые франшизы и аутсорсинговые услуги бизнесу.
Как купить франшизу и на что обратить внимание при ее выборе?
Чтобы понять, как правильно выбрать франшизу, а также на какой нише остановиться именно вам, рекомендуется изучить:
- перспективность и уровень развития отрасли, где работает франчайзер, и его конкурентные преимущества (например, применение особых технологий работы в логистике/производстве/маркетинге);
- степень конкурентной среды в отрасли;
- срок деятельности бизнеса франчайзера (для большинства сфер наилучший вариант – от двух лет, с наличием не менее двух точек).
Кстати, франчайзинг – это гарантированный успех даже для новичков – бренд работает сам за себя. В результате, 9 из 10 открывшихся на условиях франчайзинга предприятий работают успешно.
При выборе партнера стоит учитывать:
- есть ли у компании бренд и логотип, узнаваемы ли они;
- есть ли у компании собственный сайт;
- есть ли положительные отзывы потребителей и публикации в СМИ (в зависимости от специфики бизнеса);
- наличие уникального торгового предложения (УТП);
- степень поддержки со стороны франчайзера.
На что еще обратить внимание, прежде чем подписывать договор франчайзинга? Хороший показатель благонадежности франчайзера – его участие в отраслевых выставках и представленность в каталогах по франшизе. Также важны условия для организации стартапа, такие как стоимость франшизы, срок окупаемости, объем стартовых инвестиций, рентабельность бизнеса и потребность в площадях. Кроме того, рассчитайте, какое количество сотрудников предстоит взять на работу. А заодно проверьте, есть ли уже реально работающие по интересующей вас франшизе компании, и изучите их пример.
Если бренд неизвестен в вашем регионе, есть ли смысл покупать эту франшизу?
Да, но стоит учитывать несколько факторов:
- если компания успешно показала себя в других регионах, высока вероятность успеха первым из франчайзи. Возможно, франчайзер будет готов продать вам мастер-франшизу (когда франчайзи получает права передавать франшизу третьим лицам и по сути сам становится франчайзером, только на определенной территории);
- если бизнес нишевой и узкопрофильный. Тогда в широкой узнаваемости нет необходимости. Основным показателем для разрешения сомнений в данном случае служит окупаемость, финансовая устойчивость и успешность бизнес-модели франчайзера;
- не забывайте, что хороший франчайзер будет осуществлять маркетинговую поддержку и консультирование своих франчайзи на всех этапах маркетингового планирования.
Идеи для малого бизнеса: какие есть плюсы в работе по франшизе?
Во-первых, вы получите готовую бизнес-модель, что позволит сэкономить время на запуске проекта.
Во-вторых, вам не потребуется полностью прорабатывать идею для малого бизнеса, ведь сартап будет работать под уже узнаваемым и зарекомендовавшим себя брендом. В результате, потребуется меньше вложений в маркетинг и рекламу для завоевания доверия клиентов.
В-третьих, вы можете рассчитывать на поддержку от франчайзера не только на старте, но и в дальнейшем. Если вы купите франшизу, франчайзер предоставит вам:
- информацию о предполагаемом сроке окупаемости;
- готовые рекламные материалы;
- описанные бизнес-процессы и проверенные технологии работы;
- консультации по выбору системы налогообложения, оформлению торговой точки, формированию ассортимента, выбору торгового и кассового оборудования;
- обучение и повышение квалификации сотрудников;
- возможность кредитования по специальным франчайзинговым программам банков-партнеров;
- корпоративные скидки;
- возможность предоставления торгового места на гораздо более выгодных условиях франшизы, в результате чего франчайзи получит шанс попасть в крупные торговые центры и др.
Однако обратите внимание, что даже если у франчайзера дела идут хорошо, это вовсе не гарантирует работающему по франшизе предпринимателю стабильную прибыль. Получая готовую бизнес-идею, вы должны самостоятельно работать над ее развитием!
Как оплачивается франшиза?
Если вы купили франшизу кофейни, аптеки, пекарни или любую другую, то вам нужно будет оплатить ее. Есть два вида платежей:
- Единовременная плата за право на работу под торговой маркой (так называемый паушальный взнос);
- Периодические отчисления, или роялти. Они фиксированы или рассчитываются как часть прибыли/процент с выручки (обычно – денежный оборот за месяц).
Обратите внимание: бывает и бесплатная франшиза. В России для франшиз из сферы розничной торговли характерно отсутствие паушального взноса и роялти. При этом их почти всегда используют франчайзинговые системы общественного питания и сферы услуг.
Какие обязательства берет на себя франчайзи?
- отдельная оплата может браться за рекламные взносы, обучение, сопровождение старта бизнеса и т.д.;
- кроме финансовых обязательств вам потребуется вести бизнес по стандартам этой компании со строгим соблюдением принятых ею правил;
- контроль со стороны франчайзера может сковывать возможности в развитии и ограничивать инициативы франчайзи;
- невыполнение условий договора может повлечь штрафы;
- при смене политики франчайзера условия работы предпринимателя могут ухудшиться.
Тщательно изучите все нюансы, выбирайте франшизу по душе, и все обязательно получится!