Эксперт ФАС Ольга Горбачева отвечает на вопросы участников закупок

Эксперт ФАС Ольга Горбачева отвечает на вопросы участников закупок

Портал Ближе к Делу поговорил с Заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольгой Горбачевой. В ходе беседы эксперт ответила на самые частые вопросы о закупках, которые возникают у предпринимателей.

Узнать больше о закупочных процедурах, заявках и требованиях и тем самым повысить шансы вашей компании на эффективное участие можно, посмотрев бесплатный вебинар «Актуальные вопросы гарантийной поддержки в сфере закупок» на портале Ближе к Делу.

— Ольга Викторовна, расскажите, в какой срок можно подавать жалобу в ФАС на неправомерные действия заказчика при отклонении первой или второй части заявки?

— Чем скорее, тем лучше, так как время в данном случае играет не в пользу лица, чьи права нарушены. Но если мы говорим про предельный срок обжалования действий заказчика, то в случае с обжалованием отклонения по первым частям, это допускается не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой системе протокола, указанного в части 4 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). При этом обжалование аналогичных действий заказчика на этапе рассмотрения вторых частей осуществляется до заключения контракта.

— Правомерно ли требовать от поставщика документы, подтверждающие, что поставляемый товар у него уже имеется в наличии?

— Если мы говорим о сертификатах качества, либо документах, подтверждающих право собственности на товар, то нет, не вправе. Государственный или муниципальный заказчик может требовать от участников лишь то, что прямо установлено в Законе о контрактной системе.

— Что делать поставщику, если заказчик установил требования к товару, нарушающие Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»?

— Обычно мы фиксируем неправомерное объединение в один лот.

— Может ли заказчик отклонить заявку участника, если банковская гарантия не соответствует установленным требованиям к обеспечению заявки?

— В своей практике я не помню ни одного подобного случая. Однако, если банковская гарантия не соответствует требованиям документации (например, выдана на другую закупку), то оператор электронной площадки даже не примет заявку у такого участника и не допустит его до этапа рассмотрения первых частей.

Также поставщикам стоит заблаговременно позаботиться о получении банковских гарантий
в целях обеспечения заявки, поскольку у банка отсутствует обязанность по моментальному внесению сведений о такой гарантии в реестр. Законодательно установленная обязанность – 1 рабочий день с даты выдачи банковской гарантии. Таким образом, если участник получил гарантию, а в 10:00 следующего дня наступает срок окончания подачи заявок, то, вероятнее всего, банк не успеет внести сведения о выданной гарантии в реестр. При этом в случае, если участник подает жалобу на неправомерный возврат заявки по указанным обстоятельствам, такая жалоба будет признана необоснованной.

— Как поставщику доказать свою добросовестность в ФАС, если заказчик не принял предоставленную банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта в связи с ошибкой в сумме гарантии или сроке действия гарантии, то есть из-за технической ошибки?

— Я бы рекомендовала до направления такой гарантии в единую информационную систему (ЕИС) попытаться согласовать ее с заказчиком в рабочем порядке посредством электронной почты. При этом, если все же заказчик признал банковскую гарантию несоответствующей, участнику тут же следует позаботиться о получении надлежащего обеспечения, либо предоставить заказчику «живые» денежные средства. Других способов опровергнуть «техническую ошибку» я не знаю.

— Можно ли подать жалобу на банк в ФАС в случае, если он некорректно внес сведения о гарантии в реестр банковских гарантий?

— На сегодняшний день банк не является субъектом контроля в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Однако, все же есть вероятность отнесения банков к категории лиц, чьи действия можно будет обжаловать в ФАС России. Такой законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации.

Но на сегодняшний день также имеется механизм защиты нарушенных прав участников при подобных действиях банка. Если мы говорим о ситуации, в которой, в связи с неправомерными действиями банка, заявка участника возвращена оператором электронной площадки такому участнику (например, банк не успел заблокировать деньги на спецсчете, либо некорректно внес сведения в реестр банковских гарантий), то жалобу в ФАС необходимо подавать именно на действия оператора.

Далее Комиссия ФАС России разберется, по какой причине заявка участника возвращена, и в случае, если будет установлен факт незаконных действий на стороне банка либо оператора электронной площадки, Комиссия ФАС России выдаст соответствующее предписание оператору электронной площадки.

— От какой суммы считается обеспечение исполнения — от начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) или от суммы контракта? Несмотря на то, что в статье 96 Закона № 44-ФЗ указан отсчет от суммы контракта, на деле заказчики принимают банковские гарантии от НМЦК. Как быть в таких случаях: спорить с заказчиком и уточнять величину обеспечения исполнения? И существует ли на этот счет подтвержденная законодательная практика?

— Именно в части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ установлено, что размер обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в размере от 0,5% до 30% от НМЦК.

Соответственно, правило о том, что обеспечение исполнения контракта устанавливается в виде фиксированной суммы и рассчитывается от НМЦК, напрямую закреплено в Законе № 44-ФЗ, что исключает какое-либо двоякое толкование.

— Для МСП условие предоставления трех контрактов вместо обеспечения исполнения обязательств контракта действует и по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

— К сожалению, такая опция сегодня доступна только для участников закупок в рамках Закона 44-ФЗ.

— Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию: в рамках применения национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ и, в частности, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 (далее – Постановление № 616), от участника закупки требуется предоставление выписки из реестра Минпромторга с указанием реестрового номера. Многие участники закупки указывают только реестровый номер, что не соответствует п. 10 Постановления № 616. На основании этого участник закупки отклоняется. Однако, решения УФАС по этому поводу различаются. Какова позиция центрального аппарата ФАС России?

— Позиция ЦА ФАС России полностью совпадает с позицией Минпромторга, изложенной в письме Минпромторга России от 7 сентября 2020 г. № ОВ-65024/12.

В письме указано, что для целей соответствия закупки промышленных товаров требованиям, регламентированным Постановлением № 616, используется исключительно выписка из реестра российской промышленной продукции по форме, установленной Порядком. Заявка, содержащая какие-либо иные документы, в том числе ненадлежащим образом оформленную выписку из реестра российской промышленной продукции, должна приравниваться заказчиком к заявке, в которой предлагается промышленный товар, происходящий из иностранного государства.

Кроме того, ЦА ФАС России провела в сентябре масштабную ВКС-конференцию, где указанная позиция была доведена до всех территориальных управлений ФАС России.

Открытие рассчетного счета

РКО для вашего бизнеса

  • Бесплатное открытие счета
  • Бесплатное обслуживание 1 год
  • Переводы и платежи без комиссии
Опубликуйте интервью о бизнесе на портале