Финансы
Эксперт ФАС Ольга Горбачева отвечает на вопросы участников закупок

Эксперт ФАС Ольга Горбачева отвечает на вопросы участников закупок

Ольга Горбачева фото

Ольга Горбачева

Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Портал Ближе к Делу поговорил с Заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольгой Горбачевой. В ходе беседы эксперт ответила на самые частые вопросы о закупках, которые возникают у предпринимателей.

Узнать больше о закупочных процедурах, заявках и требованиях и тем самым повысить шансы вашей компании на эффективное участие можно, посмотрев бесплатный вебинар «Актуальные вопросы гарантийной поддержки в сфере закупок» на портале Ближе к Делу.

— Ольга Викторовна, расскажите, в какой срок можно подавать жалобу в ФАС на неправомерные действия заказчика при отклонении первой или второй части заявки?

— Чем скорее, тем лучше, так как время в данном случае играет не в пользу лица, чьи права нарушены. Но если мы говорим про предельный срок обжалования действий заказчика, то в случае с обжалованием отклонения по первым частям, это допускается не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой системе протокола, указанного в части 4 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). При этом обжалование аналогичных действий заказчика на этапе рассмотрения вторых частей осуществляется до заключения контракта.

— Правомерно ли требовать от поставщика документы, подтверждающие, что поставляемый товар у него уже имеется в наличии?

— Если мы говорим о сертификатах качества, либо документах, подтверждающих право собственности на товар, то нет, не вправе. Государственный или муниципальный заказчик может требовать от участников лишь то, что прямо установлено в Законе о контрактной системе.

— Что делать поставщику, если заказчик установил требования к товару, нарушающие Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»?

— Обычно мы фиксируем неправомерное объединение в один лот.

— Может ли заказчик отклонить заявку участника, если банковская гарантия не соответствует установленным требованиям к обеспечению заявки?

— В своей практике я не помню ни одного подобного случая. Однако, если банковская гарантия не соответствует требованиям документации (например, выдана на другую закупку), то оператор электронной площадки даже не примет заявку у такого участника и не допустит его до этапа рассмотрения первых частей.

Также поставщикам стоит заблаговременно позаботиться о получении банковских гарантий
в целях обеспечения заявки, поскольку у банка отсутствует обязанность по моментальному внесению сведений о такой гарантии в реестр. Законодательно установленная обязанность – 1 рабочий день с даты выдачи банковской гарантии. Таким образом, если участник получил гарантию, а в 10:00 следующего дня наступает срок окончания подачи заявок, то, вероятнее всего, банк не успеет внести сведения о выданной гарантии в реестр. При этом в случае, если участник подает жалобу на неправомерный возврат заявки по указанным обстоятельствам, такая жалоба будет признана необоснованной.

— Как поставщику доказать свою добросовестность в ФАС, если заказчик не принял предоставленную банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта в связи с ошибкой в сумме гарантии или сроке действия гарантии, то есть из-за технической ошибки?

— Я бы рекомендовала до направления такой гарантии в единую информационную систему (ЕИС) попытаться согласовать ее с заказчиком в рабочем порядке посредством электронной почты. При этом, если все же заказчик признал банковскую гарантию несоответствующей, участнику тут же следует позаботиться о получении надлежащего обеспечения, либо предоставить заказчику «живые» денежные средства. Других способов опровергнуть «техническую ошибку» я не знаю.

— Можно ли подать жалобу на банк в ФАС в случае, если он некорректно внес сведения о гарантии в реестр банковских гарантий?

— На сегодняшний день банк не является субъектом контроля в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Однако, все же есть вероятность отнесения банков к категории лиц, чьи действия можно будет обжаловать в ФАС России. Такой законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной думе Российской Федерации.

Но на сегодняшний день также имеется механизм защиты нарушенных прав участников при подобных действиях банка. Если мы говорим о ситуации, в которой, в связи с неправомерными действиями банка, заявка участника возвращена оператором электронной площадки такому участнику (например, банк не успел заблокировать деньги на спецсчете, либо некорректно внес сведения в реестр банковских гарантий), то жалобу в ФАС необходимо подавать именно на действия оператора.

Далее Комиссия ФАС России разберется, по какой причине заявка участника возвращена, и в случае, если будет установлен факт незаконных действий на стороне банка либо оператора электронной площадки, Комиссия ФАС России выдаст соответствующее предписание оператору электронной площадки.

— От какой суммы считается обеспечение исполнения — от начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) или от суммы контракта? Несмотря на то, что в статье 96 Закона № 44-ФЗ указан отсчет от суммы контракта, на деле заказчики принимают банковские гарантии от НМЦК. Как быть в таких случаях: спорить с заказчиком и уточнять величину обеспечения исполнения? И существует ли на этот счет подтвержденная законодательная практика?

— Именно в части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ установлено, что размер обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в размере от 0,5% до 30% от НМЦК.

Соответственно, правило о том, что обеспечение исполнения контракта устанавливается в виде фиксированной суммы и рассчитывается от НМЦК, напрямую закреплено в Законе № 44-ФЗ, что исключает какое-либо двоякое толкование.

— Для МСП условие предоставления трех контрактов вместо обеспечения исполнения обязательств контракта действует и по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

— К сожалению, такая опция сегодня доступна только для участников закупок в рамках Закона 44-ФЗ.

— Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию: в рамках применения национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ и, в частности, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 (далее – Постановление № 616), от участника закупки требуется предоставление выписки из реестра Минпромторга с указанием реестрового номера. Многие участники закупки указывают только реестровый номер, что не соответствует п. 10 Постановления № 616. На основании этого участник закупки отклоняется. Однако, решения УФАС по этому поводу различаются. Какова позиция центрального аппарата ФАС России?

— Позиция ЦА ФАС России полностью совпадает с позицией Минпромторга, изложенной в письме Минпромторга России от 7 сентября 2020 г. № ОВ-65024/12.

В письме указано, что для целей соответствия закупки промышленных товаров требованиям, регламентированным Постановлением № 616, используется исключительно выписка из реестра российской промышленной продукции по форме, установленной Порядком. Заявка, содержащая какие-либо иные документы, в том числе ненадлежащим образом оформленную выписку из реестра российской промышленной продукции, должна приравниваться заказчиком к заявке, в которой предлагается промышленный товар, происходящий из иностранного государства.

Кроме того, ЦА ФАС России провела в сентябре масштабную ВКС-конференцию, где указанная позиция была доведена до всех территориальных управлений ФАС России.

Поделиться

Расчетный счет для вашего бизнеса

Бесплатное открытие счетаБесплатное обслуживание 1 годПереводы и платежи без комиссии

Похожие статьи