Опубликовано: 4.09.2023
Договор формирует ожидания заказчика от процесса сотрудничества. Когда в соглашении многое не определено, любое обстоятельство может привести к недопониманию.
Рассказываем, о правилах составления документов, чтобы избежать конфликтных ситуаций.
Чётко и однозначно сформулируйте предмет договора
Представьте ситуацию: заказчик недоволен результатом работ, потому что ожидал получить маркетплейс дизайнерской одежды с личными кабинетами. Однако вы договаривались только на интернет-магазин бижутерии.
Управлять ожиданиями заказчика можно с помощью предмета договора. Здесь указываются все детали, которые необходимы для исполнения конкретного обязательства. Этот пункт должен быть понятным, а результат — измеримым. Согласуйте объём работ и требования к результату, например, в отдельном документе — техническом задании.
Обозначьте срок, когда заказчик должен дать материалы и обратную связь
Заказчик затягивает процессы: не предоставляет материалы, не даёт обратную связь. В итоге исполнитель не может уложиться в сроки сдачи проекта и заказчик требует вернуть деньги.
Для того чтобы избежать такой ситуации, предусмотрите в договоре обязанность заказчика оперативно реагировать на запросы: предоставить материалы и доступ к системе, отвечать на вопросы по проекту. За невыполнение этих обязанностей установите ответственность заказчика.
Внесите пункт про автоматическую приёмку
Исполнитель передаёт результат работ вместе с актом, а заказчик уклоняется от приёмки, не объясняя причин. Затем заказчик и вовсе отказывается от оплаты, ссылаясь на просрочку исполнителя или на некачественный результат.
Предотвратить такую ситуацию можно условием об автоприёмке — если заказчик не пришлёт замечания к результатам в определённый срок, исполнитель считает работы принятыми.
Важно, чтобы результаты, которые исполнитель передал заказчику, были качественными и отвечали всем закреплённым в договоре условиям.
Договоритесь об электронном взаимодействии
Распространённая практика — передавать результаты по электронной почте или в мессенджерах. Однако если в соглашении предусмотрен другой порядок передачи результата работ, то в случае спора суд не примет электронную переписку как доказательство.
Электронная переписка станет юридически значимой, если это указано в документах. Также надо предусмотреть, в каких системах и с каких аккаунтов стороны могут писать друг другу.
Однако, если Ваш бизнес работает с маркированной продукцией, Вы обязаны применять электронный документооборот. К таким продуктам относятся:
- вода;
- меховые изделия;
- молочная продукция;
- табачные изделия;
- одежда и обувь;
- покрышки и шины;
- лекарства;
- парфюм;
- лампы-вспышки и фотоаппараты.
Если у Вас уже есть расчётный счет в банке ВТБ, то Вы сможете воспользоваться специальным сервисом «Электронный документооборот». Он подойдёт как для ведения бизнеса с маркированной продукцией, так и для любой другой предпринимательской деятельности. Сервис поможет ускорить обмен документами с контрагентами и повысит безопасность передачи информации. Узнать подробнее можно на официальном сайте банка ВТБ.
Чтобы не возникло проблем и спорных ситуаций, важно соблюдать правило — писать в определённой системе с согласованного аккаунта.
Предусмотрите форс-мажоры
Предприниматели стремятся сокращать свои расходы. Но что делать исполнителю, если работы уже идут вовсю, а заказчик отказывается от договора и оплаты за работу из-за мирового финансового кризиса?
Во-первых, наступление форс-мажора — не основание для прекращения договора. Если только Вы не указали это заранее.
Например, можно прописать в документах, что если форс-мажор длится дольше одного месяца, то договор автоматически расторгается. Это важно прописать, иначе наступление обстоятельств непреодолимой силы освобождает подрядчика от ответственности, и он может спокойно не делать ничего.
Во-вторых, у Вас должны быть доказательства, что форс-мажор наступил и напрямую влияет на исполнение договора. Важно понимать, что суды не признают финансовый кризис в качестве форс-мажора.
С заказчиком нужно договориться, что при наступлении форс-мажора необходимо:
- предоставить подтверждающие документы;
- предусмотреть отсрочку исполнения или возможность расторжения договора.
Используйте сервисы для предпринимателей
Если у Вас открыт расчётный счет в банке ВТБ, то проверить договор можно с помощью сервиса «Юрист24». Дистанционная юридическая поддержка доступна 24/7. Вы можете обращаться по вопросам, связанным с ведением бизнеса, а также по личным вопросам по всем отраслям права. Даже в экстренных ситуациях, например, при внеплановой проверке налоговой, специалисты проконсультируют в момент обращения.
«Юрист24» будет полезен:
- тем, у кого нет юриста в штате или тем, кому необходима дополнительная экспертиза в юридических вопросах;
- предпринимателям, ведущим бизнес в одиночку и нуждающимся в правовых консультациях по адекватной цене;
- организациям, которые часто сталкиваются с юридическими вопросами и проверками государственных служб.
Доступен «Юрист24» для компаний, зарегистрированных на территории РФ и клиентов ВТБ (с открытым РКО). Своевременная юридическая консультация убережёт ваш бизнес от незапланированных расходов и репутационных рисков.
Составить договор можно с помощью сервиса «Конструктор документов». Клиентам банка ВТБ доступны более чем 1400 шаблонов в одном онлайн-сервисе:
- договоры;
- иски и доверенности;
- документы для деятельности ООО и ИП;
- кадровая и бухгалтерская документация;
- прочие документы.
Вы сможете значительно экономить время, так как документы в сервисе «Конструктор документов» составлены с учётом всех изменений законодательства. То есть вам не придётся дополнительно проверять их у юристов.