Опубликовано: 17.02.2021
Чебоксарский электроаппаратный завод (АО «ЧЭАЗ») — одно из старейших и крупнейших предприятий электротехнического профиля в России. Генеральный директор предприятия Роман Никулин знает о заводе все. Он пришел сюда в 1996 году сразу после окончания института и прошел путь от инженера до директора. В беседе с порталом «Ближе к делу» Роман рассказал о том, как развивалось предприятие в современной России, с какими основными проблемами пришлось столкнуться, а также о трудовых династиях на производстве.
О заводе
Завод — головное предприятие холдинга Группы компаний «ЧЭАЗ» — основан в 1941 году на базе эвакуированных цехов Харьковского электромеханического завода и Ленинградского завода «Электрик». А уже к концу 50-х завод стал основным производителем устройств релейной защиты в СССР.
С началом 90-х годов ситуация на заводе, как и на всех крупных производствах, изменилась. «Это было интересное время, — вспоминает Роман Никулин. — Если в советские времена завод производил, в основном, электромеханические реле, то позже мы переориентировались на поставку низковольтных комплектных устройств для нужд энергетики и нефтегазовой промышленности. Завод начал осваивать новые виды электрооборудования. С 2004 года стали производить цифровые устройства релейной защиты. В 2011 – 2016 годах провели масштабную реконструкцию производства, и завод продолжил разрабатывать и выпускать новую продукцию начиная от электромеханических реле и заканчивая подстанциями 220 кВ».
Сейчас ЧЭАЗ – электротехнический холдинг, который занимается комплексными задачами по строительству и реконструкции систем распределения электроэнергии от проектирования до сдачи объекта «под ключ». Холдинг сотрудничает с зарубежными и отечественными поставщиками и участвует в строительстве крупных объектов.
«Нам помогает сама жизнь, заставляя поддерживать нужный темп. Ведь если бы мы стояли на месте, не искали выходы из сложных ситуаций, не изобретали решения, то завод бы уже давно обанкротился или закрылся. Приходилось исследовать и находить на рынке перспективные ниши и производить продукцию, которая была востребована покупателями. И это срабатывало и продолжает срабатывать», — вспоминает Роман Никулин.
Сотрудничество с ВТБ
Содействие в решении финансовых вопросов ЧЭАЗу оказывали банки-партнеры, одним из которых стал Банк ВТБ. Сотрудничество между промышленным гигантом и одним из крупнейших банков страны длится уже более 8 лет.
Среди наиболее востребованных у завода банковских продуктов, предоставляемых Банком ВТБ, — банковские гарантии. «Индивидуальные ценовые условия, отсутствие залогов, оперативность в принятии решений, в том числе и в нестандартных ситуациях, – все это формирует и укрепляет экономический смысл взаимодействия завода с Банком ВТБ в рамках данного инструмента», — рассказывает Роман Никулин.
«В результате совместной слаженной работы в июле 2020 года Банк ВТБ предоставил крупнейшую в истории ГК «ЧЭАЗ» гарантию исполнения контрактных обязательств для реализации комплексного проекта по строительству установки замедленного коксования на территории Республики Татарстан. Банк ВТБ сработал профессионально и оперативно и обеспечил предприятие гарантией без нарушения установленных контрактом сроков», — говорит Виктория Гузеватая, Председатель Банковской комиссии ICC Russia, Начальник Управления «Документарный бизнес» Департамента регионального корпоративного бизнеса — вице-президент Банка ВТБ.
По словам Виктории, Банк ВТБ также помог заводу принять участие в конкурсе на заключение контракта на поставку товаров и оказание услуг в рамках проекта по восстановлению энергосистемы Памира (Таджикистан), пострадавшей в результате стихийных бедствий. Конкурс финансировался правительством Швейцарии.
«Согласно конкурсной документации, заводу требовалась гарантия швейцарского банка в пользу Государственного секретариата Швейцарии по экономическим вопросам. Благодаря своему опыту работы на международном рынке и широкой сети банков-корреспондентов по всему миру, Банк ВТБ смог договориться со швейцарским банком Credit Suisse о выдаче такой гарантии под свою контргарантию. Она была успешно выпущена. Но неожиданно выяснилось, что 11 июня – накануне вскрытия конвертов с тендерными заявками, в которых должны были находиться и оригиналы банковских гарантий – праздничный день в Швейцарии. А 12 июня – нерабочий день в России. Банк ВТБ пошел навстречу: сотрудники вышли на работу в выходной, гарантия была выдана, а оригинал доставлен из Цюриха в Берн за один день, что обеспечило ЧЭАЗу возможность принять участие в европейском конкурсе», — рассказывает Виктория Гузеватая.
«Сотрудничество с Банком ВТБ по вопросам гарантий помогает АО «ЧЭАЗ» активнее заходить в сектор госзаказа, выполняя требования 44-ФЗ, а также регулировать условия расчетов с поставщиками и покупателями, в полном объеме получать окончательный расчет за поставленную продукцию, выполненные работы, услуги без удержания части выручки на гарантийный период. Как следствие, это оптимизирует структуру баланса завода в части дебиторской задолженности», — отмечает Роман Никулин.
Кадровая проблема и трудовые династии
На заводе сейчас трудятся более 3 тысяч квалифицированных сотрудников.
«Самая главная проблема, с которой мы столкнулись на пути роста и развития завода, — кадровая. Для того, чтобы развивать производство, особенно новые направления, нужны были специалисты, и мы усиленно занимались их поиском, а также растили собственные кадры», — рассказывает Роман Никулин.
Сейчас предприятие проводит проактивную кадровую политику и организует обучающие программы с несколькими учебными заведениями. В их числе Чебоксарский электромеханический колледж и Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. В рамках сотрудничества с университетом в 2015 году на ЧЭАЗе была открыта базовая кафедра — «Кафедра электротехнического оборудования, комплексов и систем». В результате, бакалавры, магистры и аспиранты ЧГУ могут не только обучаться и проводить научные исследования на современном оборудовании, но и решать задачи под руководством специалистов предприятия и преподавателей университета.
«Для того чтобы получить квалифицированных молодых специалистов, завод заключает соглашения с образовательными заведениями и самими обучающимися. Согласно договоренностям, после окончания учебы выпускники приходят на работу к нам. Соответственно, и учебные заведения формируют свою программу так, чтобы осветить все аспекты и нюансы, которые пригодятся студентам в их дальнейшей работе, — объясняет Роман Никулин. — Если же говорить о подборе профессионалов с опытом, узконаправленных специалистов, то часто мы приглашаем их из других городов. В первое время помогаем с организацией быта и обустройством на новом рабочем месте».
Как это бывает на предприятиях, которые работают не один десяток лет, на ЧЭАЗе сформировались настоящие трудовые династии. «Довольно часто в цехах можно встретить работников, которые пришли на завод в начале своей деятельности и сейчас уже отмечают профессиональный юбилей — 45-50 лет трудового стажа, — рассказывает Роман Никулин. — На заводе работают целые династии, и это неудивительно: если на предприятии всю жизнь трудятся родители, то затем они приводят сюда своих детей, а потом и внуков. В совокупности общий рабочий стаж наших сотрудников из разных поколений превышает 300 лет!»
Профессиональная рекомендация от управленца
«Я пришел на завод в 1996 году после окончания института и всю жизнь проработал на предприятии. Получается, я в чистом виде управленец, — говорит Роман Никулин. — Однако один «управленческий совет» из моего опыта может пригодиться и предпринимателям».
По словам Романа, самая главная задача любого управленца — сформировать команду единомышленников, на которых можно положиться и которым можешь делегировать часть своих задач и решений. Никулин уверен: один человек просто не в состоянии детально запомнить всю информацию о компании. Поэтому на первый план выходит команда, а сотрудники должны решать вопросы в пределах своей компетенции. Если члены команды могут это сделать, руководитель или собственник имеет возможность заняться стратегическими вещами.
«Хотя, конечно, встречаются руководители, которые способны погружаться во все детали и мелочи и при этом не отвлекаться от стратегических задач, — добавляет эксперт. — Но это, скорее, исключение. Я лично пока знаю только одного такого человека».