Опубликовано: 5.10.2023
Кредит — это эффективный инструмент развития бизнеса. С его помощью можно модернизировать производство, выходить на новые рынки и реализовывать масштабные проекты. Но важно использовать заёмные средства правильно. Иначе Вы не достигнете поставленных целей. О том, в каких ситуациях кредит принесёт пользу компании — в нашей статье.
Что важно учитывать перед тем, как брать кредит
Предпринимателю необходимо чётко понимать, что именно он получит в результате использования заёмных средств.
В первую очередь нужно определить:
- цель кредита;
- стадию развития бизнеса.
Далее подробно рассмотрим, когда кредит будет эффективным инструментом для развития компании.
Когда кредит способствует росту бизнеса
Цель кредита — расширение и улучшение экономического положения бизнеса. В результате Вы получаете преимущества, а не средство для спасения. Безусловно, можно использовать кредит в форс-мажорных ситуациях, если это происходит крайне редко. Но постоянно, например, закрывать кредитом кассовые разрывы неэффективно и опасно. Рассмотрим несколько примеров продуктивных целей, где пригодится кредит.
- Резкий рост спроса на Ваши товары или услуги
Небольшой бренд натуральной косметики понравился популярному блогеру, и лидер мнения привёл свою аудиторию. Кредит поможет быстро приобрести новое оборудование и нанять персонал, чтобы увеличить количество производимых товаров.
Для срочных задач существуют специальные экспресс-кредиты для бизнеса. Основное преимущество — скорость оформления. В ВТБ кредит до 30 млн руб. можно оформить онлайн за несколько минут и без залога. Подробности на сайте ВТБ.
- Ожидается высокий сезон
Владелец глэмпинга в начале весны берёт кредит, чтобы построить дополнительный номерной фонд. При этом бизнесмен опирается на опыт прошлых сезонов, чётко понимает, что эти вложения окупятся.
Для таких задач существуют специальные инвестиционные кредиты. Их основное преимущество — длительные сроки кредитования. Например, в ВТБ предприниматель может получить кредит на финансирование капитальных затрат сроком до 144 месяцев. Остальные подробности читайте на сайте ВТБ.
- Масштабирование бизнеса
Региональный производитель мебели планирует выйти на федеральный уровень. Для этого необходимо запустить масштабную рекламную кампанию. Кредит обеспечит быстрый запуск и широкий охват целевой аудитории.
- Закупка сырья
Поставщик предупредил владельца бизнеса о том, что уходит с рынка. Кредит поможет предпринимателю закупить сырьё впрок и выиграть время, пока идёт поиск нового поставщика.
Для таких целей существуют специальные краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств. Обычно сроки варьируются от 1 до 3 лет. Основное преимущество — гибкие условия для бизнеса. Например, в ВТБ предприниматель может выбрать условия по залогам, график погашений и другие параметры. Подробности читайте на сайте ВТБ.
- Модернизация производства
Производитель детских товаров планирует модернизировать компанию, чтобы оптимизировать ручное производство и расход сырья, а также ускорить производственный цикл.
Примеры неэффективного использования кредита
- Закрыть очередной кассовый разрыв
Нормально использовать кредит для покрытия кассовых разрывов один-два раза, чтобы спасти компанию. Что делать, если подобная ситуация повторяется постоянно? Необходимо обратить внимание на финансовое планирование, пересмотреть бизнес-модель или проанализировать бизнес-процессы. В данном случае предпринимателю нужны не дополнительные деньги, а тщательный анализ происходящего.
- Открыть свой первый бизнес
Обычно первый бизнес является источником знаний и навыков, а не прибыли. Поэтому лучше открывать его на собственные средства. Почти все начинающие предприниматели совершают ошибки. Но полученный опыт, связи и навыки в будущем помогут запустить более успешный проект.
- Масштабировать бизнес, не имея чётких бизнес-процессов
Масштабирование бизнеса предполагает существенные изменения в основных бизнес-процессах: в производстве и в продажах. Чтобы компания оставалась успешной на крупном масштабе, необходимо предварительно выстроить крепкую систему, где все части работают слаженно. Также важно понимать свою юнит-экономику и стабильно вести финансовый учёт.
Подробнее об этом можете узнать в записи нашего вебинара «Основы финансового учёта для собственников малого бизнеса».
Стадии развития бизнеса
Стадия развития бизнеса — это этап, на котором находится компания. Необходимо понимать, на каком из периодов кредит принесёт наибольшую выгоду бизнесу.
Стадии жизненного цикла товара
- Ранний рынок
Бизнес впервые запускает свой продукт на рынке, и его охотно покупают лояльные клиенты. Если этап внедрения прошёл успешно, то начинается спрос на продукт и рост продаж.
- Пропасть
На этом этапе оказывается товар, который на раннем рынке нуждался в доработках, а компания не собирала обратную связь от фанатов и не совершенствовала продукт. Энтузиазм фан-базы и инноваторов исчезает, а основной рынок не готов покупать, так как недоволен предлагаемыми решениями, например, качеством и сервисом.
- Кегельбан
Если компания сумела собрать обратную связь от первых покупателей-энтузиастов, доработать продукт, превратить его в привлекательный для массового рынка и аккуратно обойти стадию пропасти, то начинается завоевание ниш. Потребители готовы покупать продукт, а поставщики — производить его. Более подробно Вы можете узнать об этой стадии в нашем материале «Что нужно сделать на этапе Кегельбана, чтобы завоевать рынок».
- Торнадо
Объёмы продаж на этом этапе постепенно подбираются к своему пику: рынки увеличиваются в разы, продукты распространяются в геометрической прогрессии, аудитория расширяется и сегментируется, растут продажи и прибыль.
- Мэйн-стрит
Продажи достигают своего максимума: товар завоёвывает массового потребителя, а компания снимает сливки и получает сверхприбыли. Затем потребители постепенно теряют интерес к продукту. Начинается спад спроса, снижаются объёмы продаж и прибыль.
- Конец жизни
На этом этапе развиваются новые технологии, появляются продукты-заменители и новые улучшенные товары, поэтому предпочтения аудитории могут меняться. Старый продукт постепенно исчезает с рынка.
На какой стадии развития бизнеса стоит брать кредит
Периоды раннего рынка и пропасти лучше проходить на собственные средства. Особенно если это первый бизнес. На этих этапах важно собрать как можно больше обратной связи и улучшить продукт. Необходимо сначала понять, что нужно клиенту, по какой цене он готов это покупать и как часто. Пока у Вас нет этих данных, сложно строить планы и понимать, как будет развиваться Ваш бизнес. В этот момент ещё неизвестно, действительно ли кредит поможет Вашей компании вырасти.
Кредит станет отличным средством для расширения бизнеса, когда компания сумела собрать обратную связь, усовершенствовать товар или услугу и привлечь массового покупателя. Бизнес начинает завоёвывать свою долю рынка. В этот период кредитные средства помогут масштабироваться, модернизировать производство и увеличить оборотный капитал.