Мгновенные переводы 24/7 для бизнеса

Мгновенные переводы 24/7 для бизнеса

Подробнее

0

Мозговой штурм: как вовлечь сотрудников в поиск решений

user-pic
Джимшер Челидзе

Основатель и управляющий партнёр Chelidze x Partners, более 8 лет в управлении проектами и продуктами, эксперт в области цифровизации и цифровой трансформации

В этой статье
Что такое brainstorm, или мозговой штурмДополнительные рекомендации

Опубликовано: 25.05.2023

Все больше компаний начинают использовать технику мозгового штурма для поиска решений. В этой статье мы разберем, что такое мозговой штурм, как его проводить и какие условия необходимо соблюдать, чтобы сотрудники вовлекались в этот процесс.

Что такое brainstorm, или мозговой штурм

Мозговой штурм — инструмент для поиска решения проблем, который основан на стимулировании творческого мышления. Задача — собрать максимальное количество всевозможных вариантов решения проблем.  

Мозговой штурм состоит из 3 стадий:

  • Постановка/обозначение проблемы

Необходимо определить и четко сформулировать проблему.

  • Генерация идей

Нужно собрать абсолютно любые идеи. Часто возникает проблема в том, что люди зажаты, опасаются, что их идея вызовет сомнение в профессионализме. При благоприятных условиях потребуется 3-4 сессии, чтобы люди раскрылись. Но они должны быть уверены, что могут высказывать любые варианты и предложения.

  • Отбор, систематизация и оценка идей

Отобранные идеи необходимо собрать в единый пул, провести их оценку, а наиболее релевантные применить.

Людей лучше разделить на 2 группы:

1) Генераторы идей.

2) Оценщики идей.

Ключевые правила для проведения мозгового штурма:

  • необходима предварительная подготовка: желательно проанализировать причинно-следственные связи и сфокусироваться на причине, а не на следствии, из-за которого решили проводить мозговой штурм. В противном случае Вы будете лечить симптомы, а причину не устраните, и все повторится. А это в свою очередь будет формировать у людей культурное сопротивление на все будущие изменения и внедрение новых инструментов. Также на этом этапе необходимо определить круг экспертов, которые будут участвовать в сессии;
  • нужно собрать как можно больше участников и за 3 дня до сессии донести до них проблему, которую планируется обсуждать;
  • все идеи должны записываться. Стадию генерации идей лучше разделить на 2 этапа: письменное генерирование идей и устное, в группе. Лучше письменные идеи собрать до встречи, распечатать их, вынести на доску и уже на сессии провести второй этап с обсуждением и дополнительной генерацией идей;
  • никакой критики и давления, а лучше анонимность. Поэтому и лучше собрать письменные идеи заранее, чтобы распечатать и поместить на общую доску;
  • максимальная генерация идей: лучше, чтобы каждый участник сформулировал 2-3 идеи;
  • модификация идей: не бойтесь объединять 2-3 идеи в одну или создавать гибриды;
  • визуальное отображение: все идеи нужно размещать на доске или любом другом доступном для всех инструменте;
  • найденные решения необходимо реализовывать, а не убирать в стол: нереализованные идеи так же опасны, как борьба со следствием, а не причинной. Работа в стол — дискредитация инструмента и дополнительное сопротивление в будущем;
  • не драматизируйте ситуацию и проблему. Излишнее давление и мотивация снижают возможности творческого мышления, формируют туннельное видение ситуации.

Дополнительные рекомендации

К сожалению, многие руководители полагают, что стоит внедрить инструмент и все само заработает. Техника мозгового штурма предполагает, что сотрудники готовы генерировать идеи. Но зачем это сотруднику? Здесь необходимо понимать, как работает мотивация человека, зачем ему это нужно?

Сотрудники должны четко понимать, какие от них потребуются трудозатраты, какой они получат результат, и этот результат должен быть для них ценным. То есть по итогам обсуждения, отбора наиболее интересных решений и устранения проблемы, авторы должны получить поощрение. К сожалению, невозможно создать значимое для всех одинаковое вознаграждение. Оно не всегда должно быть финансовое. Зачастую достаточно публичной похвалы, личной благодарности руководителя, возможности реализовать ту идею, которую выдвинул человек. Необходимо понимать, какую позицию занимает инициатор и какое вознаграждение для него наиболее ценно. Конечно, возможно, что ни одно из предложений не подойдет. Но если Вы будете раз за разом проводить штурмы и ничего не реализовывать из предложенного, то у людей сформируется негативный опыт, а инструмент будет дискредитирован.

Кроме того, творческое мышление несовместимо с директивным управлением, бюрократией и микроменеджментом: либо в компании не останется творческих людей, либо они не будут доверять новому инструменту. В итоге внедрение станет или невозможным, или займет длительное время и потребует терпения. Если хотите использовать такой инструмент, необходимо уходить от «тяжелых» форм управления.

Мозговой штурм — интересный инструмент, когда необходимо найти решение нетиповой проблемы. Однако это очень трудозатратный инструмент, который еще и требует творческого мышления. Если Вы привыкли руководить железной рукой и являетесь ярким лидером или, наоборот, фокусируетесь на культуре правил, то внедрять и использовать его необходимо с осторожностью.

Источник изображения: Freepik

#мозговойштурм

Читайте также

0

Исследование: какие отрасли бизнеса восстановятся быстрее всего

После COVID-19 быстрее всего придут в себя парикмахерские и компании по ремонту цифровой техники. На восстановление оборотов до ...

21 июля 2020

0

Тренды в построении команды мечты

Я думаю, что каждый мечтает построить свою самую лучшую команду — команду мечты. У всех есть на этот счет свои задумки. Команда ...

7 июля 2020

0

Небанальные идеи для бизнеса

Уникальный бизнес может быть рискованным решением. Но он помогает занять свободную нишу и быстро привлечь клиентов. Потому что у ...

8 ноября 2023

0

Котокафе в России: бизнес или волонтёрство?

Котокафе — это тематическое заведение, где посетители могут пообщаться с кошками, выпить кофе и отдохнуть. В каждом крупном ...

16 октября 2023