«Борисовская керамика»: самое важное — работа с коллективом

В Белгородской области работают два завода по производству качественной фарфоровой и керамической посуды для дома, ресторанов и кафе. За последние 15 лет они стали лидерами рынка в своем сегменте. Директор «Борисовской керамики» Константин Хлебников рассказал, почему самое главное в любом бизнесе — это люди и поделился советами для начинающих предпринимателей.

Идея заняться бизнесом пришла Константину в начале «нулевых». Тогда он еще был наемным сотрудником – возглавлял белгородское подразделение федеральной страховой компании. А в 2005 году появилась возможность купить погибающее предприятие по производству керамической посуды.

К тому времени предприятие «Борисовская керамика» в своем регионе было хорошо известно. Артель «Свобода», которая объединила несколько династий гончаров и стала прототипом будущего завода, образовалась в Борисовке в конце 20-х годов прошлого века. В 1969 году, когда были построены здания гончарного и майоликового цехов, была образована «Борисовская фабрика художественной керамики». Однако в постперестроечный период предприятие приобрело печальную славу одного из самых нестабильных и постоянно балансирующих на грани банкротства.

Преобразования и рост

Константин начал с масштабных преобразований, многие из которых продолжаются до сих пор. В их числе значительное обновление основных фондов заводов, внедрение станков-полуавтоматов для механической формовки изделий для замены ручного труда и т.д. В результате, «Борисовская керамика» превратилась в лидера рынка, задающего тренд в развитии отечественной отрасли толстостенной майоликовой посуды. Объем производства вырос более чем в четыре раза (с 35 тысяч до 150 тысяч изделий в месяц). В 2017 году предприятие Константина начало выпускать фарфоровую посуду. На сегодняшний день компания производит более 1000 видов продукции.

Сегодня «Борисовская керамика» — это два завода. Один из них —  самый крупный в России производитель майоликовой толстостенной керамики из красной глины, лидер по объемам производства горшков для запекания и жаркого.  Второй — фарфоровое производство «Хорекс», которое ежемесячно наращивает обороты.

«Поддержка семьи, родных в бизнесе очень важна. Это тыл, и он очень важен, — рассказывает предприниматель. — Фактически, у нас получилось создать семейную компанию, так как большое влияние на бизнес оказала моя супруга Ирина. Сначала мы вместе учились в институте, в одной группе, а затем стали вместе работать. Мы до сих пор работаем вместе».

Бизнес в период самоизоляции  

В период самоизоляции «Борисовская керамика» продолжила полноценно работать, несмотря на то, что возник ряд сложностей с запчастями, материалами и комплектующими. Предприятию пришлось экстренно искать новых поставщиков.   

«Тем не менее, мы не останавливались ни на час, — рассказывает Константин Хлебников. —  Полным составом, двумя заводами и двумя производственными линейками продолжили выпускать продукцию. Конечно, продажи тогда существенно упали – мы продавали не более 20% произведенного, а остальное отправляли на склад. Но зато сейчас нам есть, что продавать».

Самое главное — коллектив

Сегодня на заводах «Борисовской керамики» трудятся около 250 сотрудников. Коллектив молодой – средний возраст составляет около 40 лет.

При работе с сотрудниками Константин придерживается нескольких основных принципов, в числе которых честность, ответственность, инициативность и работоспособность. Кроме того, он сторонник человеческого подхода к работникам. Если искренне заботиться о людях, то тогда, при прочих равных условиях, бизнес выиграет в конкурентной борьбе, уверен он. «С людьми дефицит во всех отраслях, а у нас тем более, потому что Белгородская область экономически очень сильная. Поэтому человеческий фактор играет большую роль. С моей точки зрения, человеческое отношение гораздо важнее, чем попытки административно-командного воздействия. Жесткие методы управления коллективом рано или поздно выливаются либо в увольнение сотрудников, либо в слухи и домыслы, либо в любой другой негатив, который, в итоге, может нанести ущерб предприятию. Чтобы построить хорошую команду и сплотить коллектив, важно каждый день находить общий язык, понимать, входить в положение», — говорит предприниматель.

Константин рассказывает, что костяк заводов работает на одном месте, в среднем, 15-20 лет. «На некоторых участках производства работают именно старожилы, а не молодые сотрудники. У них есть опыт, а главное — советская закалка, — объясняет он. —  Это очень ответственные люди. Такой подход уже проверен и опробован, экспериментировать больше не хотим».

Советы начинающим предпринимателям  

Время, когда можно было принимать импульсивные решения и получать при том большие прибыли, прошло. Начинающим предпринимателям Константин дает рекомендации, которые позволят начать и развить бизнес в нынешних условиях.

Когда человек «загорается» от хорошей идеи и строит планы — это здорово, но в бизнесе на первое место выходит холодный ум. Всегда нужно иметь четкое представление, для кого вы производите продукт и готовы ли потребители покупать его за цену, которую вы установите. Многие пребывают в иллюзиях, что будут дорого продавать привычный продукт, лишь слегка изменив обертку. Но так не бывает. Если на рынке сложилась цена 100 рублей, то за 103 рубля продать уже не получится. Поэтому перед запуском бизнеса нужно тщательно продумать детали, просчитать нюансы и оценить, что происходит на рынке.

Ищите людей, которые могли бы стать вашими наставниками – действующих предпринимателей из вашей отрасли. Они помогут оценить бизнес-идею и подсказать, с чего начать, а также предупредить о рисках. Этот совет особенно актуален, если вы собираетесь открывать производство.

Отслеживайте и участвуйте во всех возможных программах помощи предпринимателям со стороны государства, фондов и иных учреждений. Периодически рассматривайте под разными углами продукцию, которую вы производите. Думайте, как ее улучшить, модернизировать, сделать более комфортной и удобной в использовании. Предприниматель «сам себе режиссер» и результат будет полностью зависеть от вашего вклада в ваш бизнес.