Антикризисные меры: как сохранить бизнес и заложить основу для развития после кризиса

Кризис 2020 года не сравнится по своей силе и непредсказуемости ни с одним из предыдущих. Но опыт 2008 и 2014 годов показал, что выживаемость и перспективы развития бизнеса зависят, прежде всего, от его собственника. От его спокойствия, уверенности, что любой кризис не бесконечен, умения сохранить костяк команды, открытости любым идеям и скорости принятия решений. Именно владельцы бизнесов находятся сегодня под основным ударом, пытаясь сохранить на плаву компании и обеспечивая работой сотрудников.

Первое, что нужно сделать собственнику в сложившейся ситуации, перейти от поиска ответов на вопрос «Кто виноват?» к вопросу «Что делать?».

Что делать с командой?

Если у компании есть несколько собственников, надо начинать с договоренностей между ними. Сейчас обнажаются все скрытые проблемы, поэтому разные взгляды на ситуацию и антикризисные меры могут утопить бизнес быстрее кризиса. В какой-то мере сейчас все компании оказались в позиции стартапов, когда от ориентированности всей команды на единую цель, готовности работать 24/7 и умения говорить друг с другом на одном языке зависит успех всей компании.

Конечно, речь идет не обо всех сотрудниках, а о той антикризисной команде, на которую собственник или генеральный директор, если ему делегировано управление, может опереться во время нестабильности и неопределенности. В некоторых компаниях собственнику правильнее перевести бизнес «в ручное управление», встав у руля, временно заменив генерального директора. Единого рецепта нет, но в любом случае пришло время проверки команд. Хотя, будем честными, это время проверки в том числе и собственников, и генерального директора.

Если в хорошие времена на персонале экономили, в компании были сплошные политические игры, коммуникация слабо работала как по вертикали, так и по горизонтали, людей не слышали и игнорировали их инициативу, то и сейчас ждать от сотрудников большой отдачи не приходится. Кризис, как лакмусовая бумажка, покажет все слабые звенья и разрывы в работе топов, подразделений и бизнеса в целом.

Если перед вами замаячила перспектива тяжелых кадровых решений, то принять их помогут ответы на три ключевых вопроса:

Что делать с бизнесом?

Определившись с составом антикризисной команды, нужно в режиме мозгового штурма постараться найти ответы на следующие вопросы, которые помогут сохранить хотя бы минимальные доходы компании в ближайшей перспективе:

Что делать в отношении потребителей?

«Поштормите» антикризисной командой. В этом вам поможет простое упражнение — возьмите лист бумаги и разделите его на три столбца:

Нужно не только подумать самим, но и активно мониторить соцсети, и задавать вопросы клиентам. Сейчас прекрасное время для сбора информации. Исходя из результатов заполнения таблицы, наметьте план развития своего бизнеса после кризиса.

Подумайте, какие варианты «тест-драйвов» своих товаров и услуг вы можете дать своим потребителям уже сегодня, если это возможно, чтобы сформировать отложенный спрос. Такие предложения сейчас активно делают онлайн-кинотеатры, онлайн-библиотеки и образовательные онлайн-платформы. Давая бесплатный доступ, они позволяют потребителям оценить своих услуги, ожидая дальнейшую конверсию в платные подписки.

Подумайте, какие аргументы вы можете использовать, чтобы в перспективе обосновать необходимость своих товаров и услуг, если при условии, что их потребление резко сократилось и будет восстанавливаться низкими темпами. На какие потребительские ценности можно сделать при этом упор?

Что делать если бизнес пострадал?

Если бизнес попал в категорию наиболее пострадавших, это не повод опускать руки. Рассматривайте карантин как возможность проанализировать свой бизнес, это же стоит сделать и тем, кто остался на плаву. В этом помогут ответы на следующие вопросы:

Конечно, если отрасль «встала» полностью, сложно говорить о внутренних резервах и строить планы на будущее. Но найти то, что можно было делать лучше, можно в любой компании, а цели – это то, что делает бизнес осмысленным. Тем более, что кризис рано или поздно закончится, и придется начинать с того, на чем остановились, или даже почти «с нуля».

Как показывает практика, предприниматели, которые умеют делать выводы, умеют выходить даже из самых сложных ситуаций. Гибкость, скорость принятия решений, открытость любым предложениям (от клиентов, поставщиков, партнеров, конкурентов), реальная оценка ситуации и рисков, умение не опустить руки даже в самые сложные моменты – это черты личности собственника и членов его команды, без которых выживание и развитие бизнеса будут невозможны.

Рекомендованные курсы
Перейти в раздел
Материал уже доступен
Стратегия компании
Арсений Кутовой и Алексей Коваленко
Брендинговое агентство Dotorg branding & digital
Материал уже доступен
Взлом маркетинга ресторана!
Виталий Кромин
Директор по маркетингу «Чайхоны №1 Тимура Ланского»
Материал уже доступен
Создаем Интернет-магазин с нуля
Интенсив подготовлен при поддержке Минэкономразвития России
Материал уже доступен
Таргетированная реклама в Instagram для новичков
Павел Боревич
Эксперт по Интернет-маркетингу, основатель Digital-агентства Gradus°
Материал уже доступен
Messenger Marketing для малого бизнеса
Даниил Баженов
Маркетинговый партнер платформы FastTrack, Интернет-маркетолог
Материал уже доступен
Инструменты стимуляции продаж вашего бизнеса
Дмитрий Кибкало
Совладелец сети магазинов настольных игр «Мосигра»
Материал уже доступен
Научись мыслить как предприниматель
Аркадий Морейнис
Основатель фабрики стартапов «Главстарт» и сервиса «Price.ru»
Получите кейс и узнайте
Как перевести бизнес в онлайн и получать заявки по 25 рублей
На почту В Telegram В Viber
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности