CRM
Это аббревиатура от английского языка, которая расшифровывается как «Customer Relationship Management». На русском языке это будет звучать как «управление взаимоотношениями с клиентами».
Комментарий эксперта
Из данного определения возникает логичный вопрос: «О каких именно взаимоотношениях идет речь?»
Из статьи про воронку продаж мы уже знаем, что в процессе покупки клиент проходит через определенный набор этапов. Так вот, по ходу их прохождения он получает опыт взаимодействия с вашей компанией, с сотрудниками, то есть между клиентом и компанией начинают складываться взаимоотношения. Полученный клиентом опыт может быть как положительным, так и отрицательным (от этого зависит купит в итоге или нет), поэтому в компании очень важно выстроить процесс управления клиентским опытом, либо, можно сказать иначе, процесс управления взаимоотношениями с клиентом. А это и есть то самое определение CRM, которое мы дали выше.
То есть CRM — это, в первую очередь, про правильно выстроенный процесс управления клиентским опытом, про набор этапов воронки продаж и описания действий, которые должны совершать сотрудники вашей компании на каждом этапе, чтобы клиент получил положительный опыт взаимодействия и в итоге совершил покупку. А вот для того, чтобы сделать этот процесс удобным, управляемым и по возможности автоматизировать ручные операции сотрудников, был создан целый класс программных продуктов, которые назвали «CRM-система». Это программное обеспечение (программа, которая на сегодняшний день, как правило, реализована в виде облачного сервиса и работает по подписке, например amoCRM), которое призвано помочь компании управлять клиентским опытом.
Классы (типы) CRM-систем
Часто компании при выборе CRM-системы отдают дань рекламе и выбирают ту систему, про которую больше всего слышали и видели рекламу. Чтобы не допускать подобной ошибки, важно знать классификацию CRM-систем. Это довольно условная классификация, но она помогает расставить акценты в том, какие именно процессы заложены в функционал той или иной CRM-системы:
Типы CRM-систем | Комментарий | Подходящие решения на рынке |
---|---|---|
Для управления процессом продажи | Любой бизнес, который ищет решение исключительно для управления процессом продажи (от получения заявки до подписания договора) | amoCRM |
Для управления процессом закупки, продажи и исполнения обязательств | Дистрибьюторский бизнес | 1C:CRM в связке с 1С:УТ |
Для управления процессом продажи и процессом реализации проекта | IT-бизнес (разработка сайтов) Консалтинговый бизнес |
Битрикс24 |
Для управления процессом маркетинга, продажи и клиентским сервисом | Банковский бизнес | Creatio |
Описав процесс, через который проходит клиент при взаимодействии с вашей компанией, вы сможете оценить, к какому типу CRM-систем он больше всего подходит. Конечно, не бывает идеальных ситуаций, в которых можно легко и однозначно сделать выбор, но, по крайней мере, такая система координат поможет вам не допустить наиболее частых ошибок.
Подписывайтесь на рассылку
Получайте еженедельный дайджест новостей из мира бизнеса, анонсы наших вебинаров и доступы к бесплатным курсам для предпринимателей.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку банком ВТБ (ПАО) персональных данных