Жизненный цикл продукта
Это последовательность этапов от его создания и появления на рынке до ухода с него или снятия с производства.
Комментарий эксперта
Концепция жизненного цикла (от англ. PLC или Product Life Cycle) распространяется на все виды продуктов или услуг. Поэтапно жизненный цикл включает в себя создание продукта, его вывод на рынок, рост продаж, зрелость, спад продаж, уход с рынка или снятие с производства. У каждого продукта свой жизненный цикл. Есть товары, которые уже существуют на рынке более 100 лет, и их популярность не снижается, а есть те, кто уже за 2-3 года устаревает и уходит с рынка. Яркие примеры: газировка известного бренда как долгоиграющий продукт и мобильные телефоны — продукты на 2-3 года.
Зачем нужен жизненный цикл продукта?
Жизненный цикл продукта помогает компании определить этапы развития продукта, адаптировать маркетинговую стратегию и понимать, когда необходимо внести изменения в продукт или прекратить его производство. Это также помогает компании понимать, какие инвестиции необходимы на каждом этапе жизненного цикла, какие меры необходимо принимать для сохранения конкурентоспособности продукта и как управлять запасами и производством. Кроме того, жизненный цикл продукта помогает компании управлять своими ресурсами, устранять ненужные расходы и максимизировать прибыль.
Этапы жизненного цикла
Существует классический подход, и в нем выделяют такие этапы как выход на рынок, развитие и рост, зрелость и спад. В расширенной версии добавляют еще стадии: создание, исследование и внедрение/разработка, уход с рынка или снятие с производства. Каждый этап определяется соотношением объема продаж и прибыли. С помощью этих двух показателей можно построить график, который будет выглядеть примерно так:
Как увеличить жизненный цикл продукта?
Продолжительность жизненного цикла зависит и от рынка, и от самого товара. Есть способы, которые помогают продлить ЖЦП и повлиять на его этапы развития.
1. Модификация, усовершенствование.
Можно улучшить характеристики товара, повысить его качество, использовать новые или другие материалы, которые повлияют на производительность продукта.
2. Ребрендинг.
Новый визуальный ряд в Вашей платформе бренда поможет товару долго существовать на рынке. При этом сам продукт может не меняться. Однако у пользователя Вы создаете ощущение новизны, открытия и новаторского подхода.
3. Новая аудитория.
Смена вектора на новый сегмент аудитории в рамках социально-демографических факторов, интересов и положения также поможет продлить «жизнь» продукту. Например, Вы работаете с фокусной аудиторией женщин от 35 и старше, а теперь с этим продуктом Вы выходите на мам в декрете с 25 до 35 лет и охватываете этот сегмент. При этом Вы сохраняете и старую аудиторию, но за счет новых инсайтов и инструментов охватываете новую.
4. Смена позиционирования, новая коммуникационная стратегия.
Продукт известен на одном рынке, а его переупаковка поможет выйти на новый рынок и тем самым сохранить этот продукт в портфеле бренда. Это похоже на обновление аудитории, но может работать и как самостоятельный фактор. Обновление в коммуникации — всегда новая возможность напомнить о себе еще раз.
5. Стимулирование сбыта.
Давно известные и эффективные инструменты для увеличения жизненного цикла товара — организация мероприятия, проведение акций, внедрение скидок, распродажи, конкурсы, трейд-маркетинговые активности. Пересмотр и изменение ценовой политики может также способствовать продлению «жизни» товара или услуги.
Возьмите на контроль жизненный цикл продуктов. Это поможет сформировать четкий план работы и увидеть точки роста бизнеса. Прогнозирование и анализ продаж на каждом этапе ЖЦП расширит возможности по увеличению возможной прибыли.
Подписывайтесь на рассылку
Получайте еженедельный дайджест новостей из мира бизнеса, анонсы наших вебинаров и доступы к бесплатным курсам для предпринимателей.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку банком ВТБ (ПАО) персональных данных