Валовая прибыль
Это разница между выручкой без НДС и себестоимостью продукции или услуг.
Комментарий эксперта
Валовая прибыль — это один из основных показателей, которые помогают выстроить правильное ценообразование.
Зачем нужен показатель валовой прибыли?
Именно валовая прибыль дает ответ на вопрос, хватит ли денег от продажи продукции, например, на увеличение расходов на рекламу или аренду нового офиса.
Допустим, компания оказывает рекламные услуги и её доход составил 100 тысяч рублей, а зарплата дизайнера и новое программное обеспечение составило 120 тысяч рублей. Валовая прибыль будет отрицательной ещё до налогообложения: 100-120 = — 20 тысяч рублей.
Таким образом, валовая прибыль показывает и доходность данного бизнеса. Получается, что для исправления отрицательной ситуации можно, например, ввести разные тарифы на разного рода рекламные услуги.
Кроме того, этот показатель используют в налоговом законодательстве. Например, при определении рыночной цены сделки для целей налогового контроля, согласно Налоговому кодексу РФ.
Что входит в состав валовой прибыли?
Основные компоненты валовой прибыли:
- доходы от продажи основной продукции или услуги;
- средства, полученные от реализации имущества (техники, оборудования, здания);
- доходы от продажи финансовых активов (например, ценных бумаг);
- другие поступления от неосновного вида деятельности.
Подробно перечень статей доходов, которые формируют валовую прибыль, указаны в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.
Как рассчитать валовую прибыль?
Для вычисления будет иметь значение — производственная компания или торговая.
Для производства расчет будет такой: выручка минус себестоимость ( т. е. материалы, сырье, зарплата сотрудников, затраты на оборудование и т. п.).
Например, небольшой цех по изготовлению пресс-волов имеет доход 200 тыс .руб. Затраты, которые включаются в себестоимость: полотно — 20 тыс. руб, краска для принтера — 15 тыс. руб., обслуживание оборудования — 5 тыс. руб., зарплата — 70 тыс. руб.
Валовая прибыль: 200 – (20+15+5+70) = 90 тыс. рублей.
Для торговых компаний валовая прибыль = выручка – закупочная цена (включая логистику).
Например, торговая компания продает рассаду. Выручка составила 300 тыс. рублей за 1000 штук рассады помидоров и 800 штук рассады капусты. Закупочная цена томатов — 45 тыс. рублей, капусты — 38 тыс. рублей, зарплата продавца — 50 тыс. рублей, аренда торгового места — 20 тыс. рублей.
Валовая прибыль составит: 300 – (45+38+50+20) = 147 тыс.руб.
Динамика показателя валовой прибыли интересна для понимания развития бизнеса в целом. Этот показатель — обобщающий, и нет смысла считать ежедневно, зато весьма информативно проанализировать результат за определенные отчетные периоды как квартал или год. Важно не столько сохранять положительным этот индикатор, сколько прилагать усилия для постоянного его роста. Получается, что данный показатель является «мотиватором» к введению различного рода решениям по оптимизации затрат или получению дополнительных доходов, например, от сдачи оборудования в аренду или продажи части имущества или ценных бумаг.
Подписывайтесь на рассылку
Получайте еженедельный дайджест новостей из мира бизнеса, анонсы наших вебинаров и доступы к бесплатным курсам для предпринимателей.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку банком ВТБ (ПАО) персональных данных