SCRUM
Один из подходов для организации работы в рамках управления проектом. Его суть — небольшими ограничениями упорядочивать процесс работы короткими отрезками (спринтами), чтобы команда работала по принятому плану и постоянно училась, чтобы никто им не мешал, а у ответственного была вся история развития проекта.
Комментарий эксперта
Главный документ, описывающий как работать по этому подходу, — Scrum Guide.
Что включает в себя SCRUM
Ключевые роли
Владелец продукта — человек, который отвечает за результат проекта, заказчик для команды. Необходимо, чтобы у него было достаточно компетенций и полномочий для принятия решений относительно конечного продукта проекта.
Команда — группа исполнителей, создающая продукт проекта. Здесь необходим широкий охват компетенций в области реализации продукта. Желательно наличие у всех более одной ключевой компетенции, чтобы люди могли понимать, слышать друг друга. Оптимальный размер команды — 5-9 человек.
Scrum-мастер — поддерживает работу команды, помогает освоиться с подходом и дает необходимые инструменты для преодоления трудностей. Обеспечивает неизменность содержания работ внутри отдельного спринта. Изменения могут поступать только по итогам спринта. Может использовать и совмещать любые подходы.
Процессы
Планирование спринта — определение перечня работ на планируемый спринт.
Ежедневная летучка (Daily) — регулярное ежедневное совещание на 15 минут в одно и то же время. Обсуждаются итоги каждого члена команды за прошлый день и планы на текущий, какая необходима помощь. Не предназначена для обсуждения проблем и поиска решений.
Разработка — сама работа по созданию продукта, во время которой невозможно менять состав спринта.
Обзор спринта — демонстрация результатов спринта Заказчику и сбор обратной связи. При необходимости обновляется Бэклог продукта.
Ретроспектива — встреча внутри Команды и обсуждение итогов спринта, поиск возможностей для оптимизации процессов и взаимодействия.
Документы
Бэклог продукта — приоритезированный перечень функций и качеств продукта, которые ожидает получить заказчик. Формируется и корректируется на всем протяжении проекта. Ответственный — владелец продукта.
Бэклог спринта — цель и набор задач из бэклога продукта, которые будут реализованы в ближайшем спринте.
Инкремент продукта — все то, что выполнено за текущий и предыдущие спринты.
Диаграмма сгорания задач — дополнительный инструмент, который демонстрирует количество сделанной и оставшейся работы в масштабах всего проекта.
И в заключение…
Scrum — один из самых популярных инструментов в реализации проектов, где высок уровень неопределенности. Его плюс — простота для внедрения. Ключевой момент — он позволяет организовать основные процессы и командное взаимодействие, регулярное подключение Заказчика к проекту. Scrum эффективно выстраивает процесс коммуникации как внутри команды, так и с Заказчиком. Это в итоге создает возможность отойти от бюрократического подхода и минимизировать риск создания продукта, который не соответствует ожиданиям и потребностям клиента.
Однако за кажущейся простотой скрывается довольно сложная система, которая крайне требовательна к тому, чтобы выполнялись все компоненты. Любое пренебрежение или вмешательство со стороны может снизить эффективность всего инструмента до нуля.
Подписывайтесь на рассылку
Получайте еженедельный дайджест новостей из мира бизнеса, анонсы наших вебинаров и доступы к бесплатным курсам для предпринимателей.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку банком ВТБ (ПАО) персональных данных