Главная — Бизнес-словарь Маржа

Маржа

Это разница между выручкой и переменными расходами.

Комментарий эксперта

Артем Ступак

Сооснователь и коммерческий директор компании «АйдоЛаб»

Как рассчитать маржу

Выручка это сумма денег, полученных от продаж товаров или услуг компании. Иногда ее называют «оборот» компании, по сути, одно и то же.

Переменные расходы это те расходы, которые напрямую связаны с производством и продажей. От них зависит объем продаж, а значит, и выручка компании.

Маржа считается по формуле: выручка (оборот) минус переменные расходы.

Например, если за месяц вы продали на 10 000 рублей (выручка или оборот), а переменные затраты составили 3 000 рублей, то 10 000 – 3 000 = 7 000 рублей, которые и есть ваша маржа. Она выражается в деньгах.

Зачем считать маржу:

  • Оценить эффективность продаж, продукта или отдельного менеджера.
  • Рассчитать точку безубыточности или прайс-лист.
  • Формирование плана продаж.

Виды маржи:

  • Валовая маржа доля от выручки компании с учетом затрат на производство продукта.
  • Маржа прибыли показывает долю прибыли от объема выручки компании.
  •  Фронт-маржа — это разница между выручкой от продажи товара и стоимостью его закупки.
  •  Бэк-маржа — доля прибыли, полученная от скидок, бонусов или льгот от поставщика товара или услуги.

Для удобства и наглядности в управленческом учете считают маржинальность, которая выражается в процентах. Проще увидеть изменения маржи в абсолютных числах и следить за динамикой продаж по каждому продукту.

Что такое маржинальность

Маржинальность показывает рентабельность продукта.  А именно  какая доля маржи в 1 рубле выручки.

Маржинальность выражается в процентах и считается по формуле: маржа / выручка х 100%.

Исходя из примера выше:

  • выручка 10 000 рублей;
  • переменные затраты 3 000 рублей;
  •  маржа 7 000 рублей.

Маржинальность = 7 000 / 10 000 х 100% = 70%

Зачем считать маржинальность:

  • Оценить рентабельность продаж.
  • Определить рентабельность каждого вида продукта.
  • Один из показателей эффективности бизнеса.

Выводы

Маржу стоит считать по всем своим видам товара и услуг, чтобы видеть уровень доходности каждого. В дальнейшем эти данные помогут для построения грамотного управленческого учета и проведения ABC-анализа продаж.

Отслеживать показатели маржинальности необходимо ежемесячно для того, чтобы вовремя скорректировать прайс-лист и систему скидок. А также для понимания уровня маржинальности всех своих продуктов.