Маржа
Это разница между выручкой и переменными расходами.
Комментарий эксперта
Как рассчитать маржу
Выручка — это сумма денег, полученных от продаж товаров или услуг компании. Иногда ее называют «оборот» компании, по сути, одно и то же.
Переменные расходы — это те расходы, которые напрямую связаны с производством и продажей. От них зависит объем продаж, а значит, и выручка компании.
Маржа считается по формуле: выручка (оборот) минус переменные расходы.
Например, если за месяц вы продали на 10 000 рублей (выручка или оборот), а переменные затраты составили 3 000 рублей, то 10 000 – 3 000 = 7 000 рублей, которые и есть ваша маржа. Она выражается в деньгах.
Зачем считать маржу:
- Оценить эффективность продаж, продукта или отдельного менеджера.
- Рассчитать точку безубыточности или прайс-лист.
- Формирование плана продаж.
Виды маржи:
- Валовая маржа — доля от выручки компании с учетом затрат на производство продукта.
- Маржа прибыли — показывает долю прибыли от объема выручки компании.
- Фронт-маржа — это разница между выручкой от продажи товара и стоимостью его закупки.
- Бэк-маржа — доля прибыли, полученная от скидок, бонусов или льгот от поставщика товара или услуги.
Для удобства и наглядности в управленческом учете считают маржинальность, которая выражается в процентах. Проще увидеть изменения маржи в абсолютных числах и следить за динамикой продаж по каждому продукту.
Что такое маржинальность
Маржинальность показывает рентабельность продукта. А именно какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность выражается в процентах и считается по формуле: маржа / выручка х 100%.
Исходя из примера выше:
- выручка 10 000 рублей;
- переменные затраты 3 000 рублей;
- маржа 7 000 рублей.
Маржинальность = 7 000 / 10 000 х 100% = 70%
Зачем считать маржинальность:
- Оценить рентабельность продаж.
- Определить рентабельность каждого вида продукта.
- Один из показателей эффективности бизнеса.
Выводы
Маржу стоит считать по всем своим видам товара и услуг, чтобы видеть уровень доходности каждого. В дальнейшем эти данные помогут для построения грамотного управленческого учета и проведения ABC-анализа продаж.
Отслеживать показатели маржинальности необходимо ежемесячно для того, чтобы вовремя скорректировать прайс-лист и систему скидок. А также для понимания уровня маржинальности всех своих продуктов.
Подписывайтесь на рассылку
Получайте еженедельный дайджест новостей из мира бизнеса, анонсы наших вебинаров и доступы к бесплатным курсам для предпринимателей.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку банком ВТБ (ПАО) персональных данных