Главная — Бизнес-словарь Маржа

Маржа

Это разница между выручкой и переменными расходами.

Комментарий эксперта

Артем Ступак

Сооснователь и коммерческий директор компании «АйдоЛаб», победитель второго сезона конкурса «Лига Лекторов» Российского общества «Знание»

Как рассчитать маржу

Выручка это сумма денег, полученных от продаж товаров или услуг компании. Иногда ее называют «оборот» компании, по сути, одно и то же.

Переменные расходы это те расходы, которые напрямую связаны с производством и продажей. От них зависит объем продаж, а значит, и выручка компании.

Маржа считается по формуле: выручка (оборот) минус переменные расходы.

Например, если за месяц вы продали на 10 000 рублей (выручка или оборот), а переменные затраты составили 3 000 рублей, то 10 000 – 3 000 = 7 000 рублей, которые и есть ваша маржа. Она выражается в деньгах.

Зачем считать маржу:

  • Оценить эффективность продаж, продукта или отдельного менеджера.
  • Рассчитать точку безубыточности или прайс-лист.
  • Формирование плана продаж.

Виды маржи:

  • Валовая маржа доля от выручки компании с учетом затрат на производство продукта.
  • Маржа прибыли показывает долю прибыли от объема выручки компании.
  •  Фронт-маржа — это разница между выручкой от продажи товара и стоимостью его закупки.
  •  Бэк-маржа — доля прибыли, полученная от скидок, бонусов или льгот от поставщика товара или услуги.

Для удобства и наглядности в управленческом учете считают маржинальность, которая выражается в процентах. Проще увидеть изменения маржи в абсолютных числах и следить за динамикой продаж по каждому продукту.

Что такое маржинальность

Маржинальность показывает рентабельность продукта.  А именно  какая доля маржи в 1 рубле выручки.

Маржинальность выражается в процентах и считается по формуле: маржа / выручка х 100%.

Исходя из примера выше:

  • выручка 10 000 рублей;
  • переменные затраты 3 000 рублей;
  •  маржа 7 000 рублей.

Маржинальность = 7 000 / 10 000 х 100% = 70%

Зачем считать маржинальность:

  • Оценить рентабельность продаж.
  • Определить рентабельность каждого вида продукта.
  • Один из показателей эффективности бизнеса.

Выводы

Маржу стоит считать по всем своим видам товара и услуг, чтобы видеть уровень доходности каждого. В дальнейшем эти данные помогут для построения грамотного управленческого учета и проведения ABC-анализа продаж.

Отслеживать показатели маржинальности необходимо ежемесячно для того, чтобы вовремя скорректировать прайс-лист и систему скидок. А также для понимания уровня маржинальности всех своих продуктов.

Расчетный счет с бонусами портала Ближе к делу

  • Расчетный счет за 0 ₽
  • Курс по маркетингу
  • Доступ к клубу предпринимателей
ПодробнееУзнать подробнее