Главная — Бизнес-словарь Маркетинг

Маркетинг

Это работа, которая необходима для управления процессом попадания продукта от производителя к покупателю. Цель такой работы —  удовлетворить нужды и потребности клиентов так, чтобы получить необходимую выгоду.  Под продуктом в данном контексте понимаются одновременно товары и услуги, то есть результат человеческого труда в любом виде.

Комментарий эксперта

Иван Астафуров

Директор по развитию Angels IT

Универсальное определение

Сложность термина связана с его многозначностью, что приводит к большому числу пересечений с другими областями бизнеса. Общепринятого определения у маркетинга нет. Исследователи и практики предлагают огромное количество версий, и всё равно каждая из них в той или иной степени не выдерживает критики. 

В малом бизнесе чаще всего считается маркетингом только то, что относится к продвижению товаров, то есть реклама и PR. Отдел продаж может быть отделен от маркетинга, а может быть подчинен ему. При этом взаимосвязанность этих двух областей ни у кого не вызывает сомнений.

Маркетинг шире, чем кажется

Бизнес всегда ставит перед собой коммерческие цели и ищет оптимальные пути их достижения. Задача маркетинга выстроить специальную систему бизнес-процессов, которая позволит контролировать такую работу.

В этом смысле оптимизация производства, которая позволит сократить издержки или срок выпуска продукции и тем самым получить больше прибыли, точно относится к маркетингу. Но только при условии:

  • если этот процесс происходил целенаправленно;
  • были метрики для контроля;
  • были проведены исследования;
  • протестированы гипотезы, которые подтвердили, что необходимый результат достижим в рамках заданного бюджета и сроков.

Не стоит ждать, что маркетологи смогут самостоятельно предложить нужные способы технической оптимизации, и наоборот, что подобные задачи должен реализовывать только инженерный отдел. Инженеры хорошо разбираются в технической части, но очень часто оторваны от коммерческой составляющей бизнеса. 

Маркетологи должны быть связующим звеном между коммерческой и технической составляющей. Они должны понимать потребности клиентов и технические ограничения, выявляя точки роста для бизнеса. Достигается это за счет интервьюирования, общения и других способов коммуникации, как с клиентами, так и с “производственным” отделом бизнеса. 

Нужен ли маркетинг малому бизнесу

Многие предприниматели из малого и среднего бизнеса не ведут целенаправленной работы по маркетингу, но всё равно получают нужные результаты. Поэтому они часто считают маркетинг чем-то сложным, или даже неким элементом шарлатанства. 

На самом деле они ведут маркетинговую работу, но не называют её так, не пользуются набором метрик, а полагаются на интуицию и оценивают результат через конечный эффект. “Сарафанное радио” — тоже результат маркетинговой работы, причем это ее идеал.

Задачи маркетинга

Кроме создания качественного продукта, другая сложная задача в маркетинге это разработка информационных материалов: 

  • сайта;
  • презентации;
  • буклета; 
  • вебинара;
  • видеодемонстрации и прочего.

Дело в том, что такие материалы требуют сразу двух составляющих: 

  • понимания того, как аудитория потребляет информационный контент;
  • глубинных знаний в продвигаемом продукте. 

Грамотное описание продукта, могут сделать маркетологи, которые хорошо разбираются в предметной области. Их ключевой навык умение добывать и обрабатывать информацию, а специализация на конкретной отрасли позволяет накапливать глубинные знания на основе опыта.

Однозначно можно утверждать, что любой бизнес в той или иной степени работает с маркетингом, но не всегда осознает этого. В свою очередь, системная работа с маркетингом позволяет быстро и кратно расти, а в каких-то случаях без неё не получится масштабироваться.