Маркетинг
Это работа, которая необходима для управления процессом попадания продукта от производителя к покупателю. Цель такой работы — удовлетворить нужды и потребности клиентов так, чтобы получить необходимую выгоду. Под продуктом в данном контексте понимаются одновременно товары и услуги, то есть результат человеческого труда в любом виде.
Комментарий эксперта
Универсальное определение
Сложность термина связана с его многозначностью, что приводит к большому числу пересечений с другими областями бизнеса. Общепринятого определения у маркетинга нет. Исследователи и практики предлагают огромное количество версий, и всё равно каждая из них в той или иной степени не выдерживает критики.
В малом бизнесе чаще всего считается маркетингом только то, что относится к продвижению товаров, то есть реклама и PR. Отдел продаж может быть отделен от маркетинга, а может быть подчинен ему. При этом взаимосвязанность этих двух областей ни у кого не вызывает сомнений.
Маркетинг шире, чем кажется
Бизнес всегда ставит перед собой коммерческие цели и ищет оптимальные пути их достижения. Задача маркетинга — выстроить специальную систему бизнес-процессов, которая позволит контролировать такую работу.
В этом смысле оптимизация производства, которая позволит сократить издержки или срок выпуска продукции и тем самым получить больше прибыли, точно относится к маркетингу. Но только при условии:
- если этот процесс происходил целенаправленно;
- были метрики для контроля;
- были проведены исследования;
- протестированы гипотезы, которые подтвердили, что необходимый результат достижим в рамках заданного бюджета и сроков.
Не стоит ждать, что маркетологи смогут самостоятельно предложить нужные способы технической оптимизации, и наоборот, что подобные задачи должен реализовывать только инженерный отдел. Инженеры хорошо разбираются в технической части, но очень часто оторваны от коммерческой составляющей бизнеса.
Маркетологи должны быть связующим звеном между коммерческой и технической составляющей. Они должны понимать потребности клиентов и технические ограничения, выявляя точки роста для бизнеса. Достигается это за счет интервьюирования, общения и других способов коммуникации, как с клиентами, так и с “производственным” отделом бизнеса.
Нужен ли маркетинг малому бизнесу
Многие предприниматели из малого и среднего бизнеса не ведут целенаправленной работы по маркетингу, но всё равно получают нужные результаты. Поэтому они часто считают маркетинг чем-то сложным, или даже неким элементом шарлатанства.
На самом деле они ведут маркетинговую работу, но не называют её так, не пользуются набором метрик, а полагаются на интуицию и оценивают результат через конечный эффект. “Сарафанное радио” — тоже результат маркетинговой работы, причем это ее идеал.
Задачи маркетинга
Кроме создания качественного продукта, другая сложная задача в маркетинге — это разработка информационных материалов:
- сайта;
- презентации;
- буклета;
- вебинара;
- видеодемонстрации и прочего.
Дело в том, что такие материалы требуют сразу двух составляющих:
- понимания того, как аудитория потребляет информационный контент;
- глубинных знаний в продвигаемом продукте.
Грамотное описание продукта, могут сделать маркетологи, которые хорошо разбираются в предметной области. Их ключевой навык — умение добывать и обрабатывать информацию, а специализация на конкретной отрасли позволяет накапливать глубинные знания на основе опыта.
Однозначно можно утверждать, что любой бизнес в той или иной степени работает с маркетингом, но не всегда осознает этого. В свою очередь, системная работа с маркетингом позволяет быстро и кратно расти, а в каких-то случаях без неё не получится масштабироваться.
Подписывайтесь на рассылку
Получайте еженедельный дайджест новостей из мира бизнеса, анонсы наших вебинаров и доступы к бесплатным курсам для предпринимателей.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку банком ВТБ (ПАО) персональных данных