Главная — Бизнес-словарь GR

GR

Это аббревиатура от английского языка, которая расшифровывается как «Government Relations». На русском языке это будет звучать как «связи с государством». При помощи GR бизнес пытается донести свою точку зрения до чиновников и повлиять на их действия.

Комментарий эксперта

Станислав Самбурский

МВА, бизнес-психолог, бизнес-тренер, эксперт акселератора “Спринт”

Специалисты по GR — люди, задача которых состоит в выстраивании коммуникации между бизнесом и властью. При помощи работы со СМИ, публичных выступлений, корпоративных программ профессионалы в сфере GR стараются обратить внимание государства на проблемы компаний.

GR и лоббизм

В России иногда смешивают два понятия: GR и лоббизм, что в корне неверно. Лоббизм — это непубличное решение проблем в интересах той или иной группы. Такие решения основываются на личных связях и неофициальных договоренностях.

GR имеет ряд очевидных плюсов в сравнении с лоббизмом:

  • GR-технологии позволяют выстраивать долгосрочные отношения между частными и государственными структурами. В коммуникацию методами GR вовлекаются медиа и общество, что делает взаимоотношения между бизнесом и чиновником более прозрачными.
  • Лоббизм же держится на договоренностях конкретных людей. Такие связи, коммуникации и принимаемые решения остаются невидимыми для общества и вместе с тем могут разрушиться в любой момент, поскольку не имеют под собой структурной основы.

Кто инициирует диалог между государством и бизнесом?

GR занимаются, как правило, крупные компании и финансово-промышленные группы, поскольку эта деятельность требует существенных материальных и интеллектуальных ресурсов. Несмотря на то, что компании преследуют в первую очередь свои интересы, они неизбежно влияют на нормативные акты и правовое поле в целом. Можно сказать, что посредством GR крупные игроки рынка формируют благоприятную бизнес-среду.

Чем занимаются GR-подразделения?

Деятельность GR-подразделений можно разделить на три основные части:

  • Поддержание и развитие долгосрочных отношений с органами власти, регулирующими сферу деятельности компании. Несмотря на то, что это в первую очередь налаживание связей между структурными подразделениями бизнеса и власти, здесь очень важен в том числе и личный контакт, ведь работа подразумевает частое общение сотрудников компании и чиновников для наилучшего построения коммуникации и продвижения собственной позиции.
  • Решение стратегических и тактических задач для развития бизнеса путем создания благоприятных условий. Этот блок задач подразумевает влияние на принятие нормативно–правовых актов и законов. Кроме того, GR-подразделения часто действуют с помощью профессиональных объединений. Как правило, таким образом продвигаются инициативы, затрагивающие рынок в целом, а значит, интересующие не конкретную компанию, а всех представителей профессиональной сферы.
  • Снижение рисков. Государственные органы могут принимать акты и законы, которые косвенно ухудшают условия ведения бизнеса. Важно постоянно следить за нормативно-правовым полем, чтобы успеть подготовиться к неблагоприятным изменениям.

Цель GR — не процесс или количество проведённых встреч, а конкретный результат, выражающийся в первую очередь в  постоянном совершенствовании профессиональной среды и условий ведения бизнеса.