Главная — Бизнес-словарь Бизнес-модель

Бизнес-модель

Это ДНК Вашей компании, за счет которого компания выигрывает конкурентную борьбу и зарабатывает прибыль.

Комментарий эксперта

Эдуард Шмидт

Основатель и руководитель консалтинговой компании SHMIDT CONSULTING, автор книги о системе управления продажами организации «Отдел продаж, который продает», автор публикаций на информационных ресурсах РБК Pro и ВТБ Ближе к Делу

С одной стороны, звучит довольно просто, но за кажущейся простотой скрыто много нюансов. Как и ДНК живого организма, ДНК каждого бизнеса уникально. Давайте рассмотрим структуру бизнес-модели (то, из чего она состоит).

Структура бизнес-модели

Чтобы компания смогла заработать прибыль, у нее должно быть:

  • Продукт (что продавать).
  • Целевая аудитория (кому продавать).
  • Цепочка создания ценности (как произвести и поставить продукт клиенту лучше и быстрее, чем это делают конкуренты).
  • Финансовая модель (почему бизнес-модель будет приносить прибыль; распределение доходов и расходов)

Именно из этих составляющих и складывается бизнес-модель компании. Ни одна из составляющих не должна быть упущена. Упрощенно можно составить следующую схему:

«Что?»-«Кому?»-«Как?»-«Почему?»

Расшифровка

Продукт это Ваше ценностное предложение (что Вы предлагаете клиентам). Он будет зависеть от того, какую целевую аудиторию Вы выберете для своего бизнеса (кому будете продавать и чьи задачи будете решать). С данной целевой аудиторией уже наверняка кто-то работает и решает ее задачи, а значит, Вам необходимо понять, за счет чего (как?) Вы сможете сделать это лучше/быстрее/дешевле/качественнее, чем Ваши конкуренты. Это будет Ваша цепочка создания ценности для клиента. 

Вишенкой на торте станет финансовая модель, с помощью которой Вы должны внимательно определить и рассчитать все расходы, которые Вы понесете на реализацию цепочки создания ценности и привлечение Вашей целевой аудитории, а также определить доходы, которые Вы сможете заработать (их определяет стоимость Вашего продукта минус расходы). В случае превышения доходов над расходами можно говорить о том, что бизнес-модель жизнеспособна и приносит прибыль.