Электронная подпись: виды, применение и юридическая сила
Электронная подпись (ЭП) подтверждает следующее:
- достоверность информации,
- юридическую значимость документа,
- действительность авторства конкретного лица.
Помимо того, что ЭП придает юридическую силу документам, гарантирует, что документ подписан определенным физическим или юридическим лицом и информация в нем достоверна. Некоторые виды ЭП также фиксируют, что документ не изменялся после того, как была проставлена подпись.
Законодательство устанавливает равнозначность электронного документа, подписанного ЭП, с бумажным, заверенным личной собственноручной подписью, ЭП придает электронным документам официальный статус.
В отличие от факсимильного воспроизведения рукописной подписи электронная подпись обладает более высокой степенью безопасности и широкой сферой законного применения. Согласно закону, применение ЭП, в зависимости от ее вида и наличия дополнительного соглашения, возможно в ряде жизненных ситуаций:
- регистрация и заключение договора купли-продажи,
- предоставление услуг,
- реализация государственных и муниципальных задач,
- обеспечение деятельности компании, ИП,
- выполнение правовых мероприятий — защита интересов в суде, делегирование полномочий и пр.
К преимуществам использования ЭП относится:
- создание корпоративной базы обмена данными;
- сокращение времени на процесс оформления тех или иных услуг;
- совершенствование процедуры подготовки, оформления, регистрации электронных документов;
- быстрое подтверждение действительности документа.
Какие виды электронной подписи существуют сегодня
Законодательством регламентирован простой и усиленный варианты. Такой вид электронной подписи, как усиленный, делится на квалифицированную и неквалифицированную подпись.
Простая электронная подпись
Простая электронная подпись (ПЭП) — это конфигурация из логина и пароля. Ее ставит конкретный человек при помощи знаков или кода, полученного через СМС. С ее помощью, можно регистрироваться на порталах, подтверждать проведение операций, подписывать договоры на оказание услуг.
Применение ПЭП
ПЭП часто применяется при выполнении следующих задач:
- подтверждение банковских операций,
- работа на портале Госуслуг, Пенсионного фонда РФ,
- регистрация в интернет‑магазинах,
- идентификация в компьютерной системе,
- подтверждение документации внутрикорпоративного сервиса.
Запрещается применять ПЭП при регистрации документов в электронной форме или на платформе, где требуется обработка защищаемых государством сведений, представляющих собой тайну.
Юридическая сила ПЭП
ПЭП обладает юридической силой, если это закреплено законом и стороны электронного документооборота (ЭДО) заключили соответствующий договор. В соглашении указываются порядок определения владельца ЭП, ответственность пользователя в части обеспечения конфиденциальности ключей.
Неквалифицированная электронная подпись
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — это тип подписи, создаваемой специальными программами для шифрования информации с применением закрытого ключа. Гражданин может получать в специализированном центре два набора с оригинальной последовательностью знаков, предназначенных для создания ЭП.
Существует закрытый и открытый ключ. Открытый ключ позволяет взаимодействовать с контрагентами, органами власти через ЭДО. Его можно привязать к закрытой версии и установить оригинальность ЭП.
Пользователь оформляет цифровой вариант собственноручной подписи для заявлений, писем, иных документов. Для получения НЭП потребуются:
- паспорт — при обращении физического лица,
- копия устава, выписка из ЕГРЮЛ — для организаций и документы подтверждающие полномочия руководителя,
- доверенность — для подачи заявления представителем.
Применение НЭП
Используется как для внутреннего ЭДО, так и для внешнего при согласии сторон. Контрагенты могут заключать соглашение о применении усиленной неквалифицированной ЭП и предоставлять друг другу электронные документы вместо бумажных.
Юридическая сила НЭП
Документация, оформленная НЭП, имеет юридическую силу в рамках законодательства и (или) соглашения сторон.
Участники ЭДО не нарушают специальные требования, способствующие соблюдению равнозначности разных форм документов. Они заключают договор об использовании НЭП и применяют ее на законных основаниях.
Квалифицированная электронная подпись
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — это подпись, благодаря которой документ имеет юридическую силу в рамках закона. Документы, подписанные КЭП, равнозначны подписанным собственноручно. Выдается КЭП в аккредитованных удостоверяющих центрах, записывается на токен, имеющий сертификацию ФСБ.
Вид усиленной квалифицированной электронной подписи — упорядоченная государством разновидность факсимиле. Для оформления предоставляется следующий пакет документов:
- паспорт и страховой номер индивидуального лицевого счета (физическое лицо),
- учредительная документация (для компаний),
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для торгов),
- доверенность (при подаче заявления доверенным лицом).
Усиленную квалифицированную подпись (УКЭП) практически невозможно подделать. КЭП подтверждает, что документ подписан в цифровом виде ее владельцем. Документ, подписанный КЭП, имеет юридическую силу и принимается судебными органами.
Сертификат включает информацию об оригинальном номере, периоде службы и личных данных собственника усиленной квалифицированной ЭП. Также содержит, сведения об удостоверяющем пункте выдачи, перечень условий по применению, секретную информацию для проверки подлинности цифровой подписи.
Применение КЭП
КЭП используют для подачи отчетов в контрольно-надзорные структуры, участия на торгах, выполнения задач на IT-платформах, ведения ЭДО.
Юридическая сила КЭП
Подпись документов КЭП придает им юридическую силу. Они принимаются без дополнительных соглашений на любых цифровых площадках по закону.
Вывод
ЭП — это реквизит цифрового документа, устанавливающий его подлинность и юридическую значимость. Она равноценна рукописной подписи и гарантирует авторство в рамках закона.
КЭП внедрена примерно 20 лет назад и с каждым годом сфера ее применения расширяется. Популярность цифровой технологии привела к тому, что нужно усиливать законодательную базу и развивать дополнительные инструменты защиты безопасности информации. Получить КЭП сегодня юридические лица могут в Удостоверяющем центре ФНС и у его официальных доверенных лиц, одним из которых является ВТБ.
Оглавление
Рекомендуемые статьи
Подписывайтесь на рассылку
Получайте еженедельный дайджест новостей из мира бизнеса, анонсы наших вебинаров и доступы к бесплатным курсам для предпринимателей.
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку банком ВТБ (ПАО) персональных данных
Комментарии (0)