Личный опыт: как самозанятому продвигать себя в соцсетях

Миллионы людей по всему миру каждый день заходят в Facebook, Одноклассники, Twitter, чтобы узнать, чем живет мир. Социальные сети кажутся идеальным местом для рекламы самого себя и своих продуктов. Особенно это актуально для самозанятых, не имеющих миллионных бюджетов на рекламу. Я уже несколько лет успешно привлекаю клиентов через соцсети, правильно позиционируя свой профиль. Как «самозанятый» психолог, за это время я выработала ряд правил и создала свою стратегию продвижения.

Определите те сети, где вы хотите рекламировать себя, и сосредоточьтесь на продвижении в них

Не обязательно создавать профили во всех соцсетях! Так вы просто зря потратите кучу времени, так как основная аудитория, способ оформления контента, обсуждаемые темы и манера общения могут сильно отличаться от сети к сети. Не стреляйте из пушек по воробьям, распыляясь по всем площадкам, выберите две-три наиболее созвучных вам и начните работу с ними.

В свое время я решила сосредоточиться на продвижении именно в Facebook, несмотря на то, что у меня есть профили еще в нескольких сетях. Попытки завоевать публику в популярном сейчас Instagram ни к чему не привели: меня сильно ограничивал максимальный объем текста. Facebook оказался для меня самой плодотворной площадкой, что позволяет мне без особых усилий привлекать свою аудиторию. Здесь я могу писать длинные тексты, общаться с коллегами, выражать позицию, рассказывать о своих услугах. Именно в Facebook я получаю массовый отклик на свои посты.

Назовите свой профиль настоящим именем – Анастасия Иванова, а не «Настя Психолог»

Людям интересно читать про других людей, а не получать спам о ненужных продуктах, который в изобилии исходит от таких «профессиональных» страниц. В информации о себе укажите свою деятельность, место работы, образование, чтобы потенциальные подписчики и клиенты могли сразу определить для себя, хотят ли они с вами «дружить». Например, в моем профиле указано, где я работаю, а также дана ссылка на мой профессиональный сайт. Часто слышу от клиентов, что это удобно – вся информация обо мне сосредоточена в одном месте.

Заведите один профиль и, если необходимо или очень хочется, разделяйте контент для подписчиков и друзей

Некоторые пользователи делят свои профили на профессиональные страницы и страницы только «для своих». Это создает дополнительные трудности для вашего продвижения. Например, кто-то знает о вас и хочет подписаться на ваши новости, но в сети он находит сразу два профиля: «Анастасия Иванова» и «Анастасия Иванова Массаж». Какой ему выбрать: сразу два или только профессиональный? Но вдруг он что-то пропустит из личного аккаунта? Или вы его туда принципиально не добавляете?

Я веду один профиль, который является и личным, и профессиональным. Плюс к этому, я администрирую некоторые профессиональные группы и страницы (Плейбэк-театр «Новый jazz», «Московская психодраматическая конференция», «Московский институт гештальта и психодрамы»). В группах я и мои коллеги публикуем новости и профессиональные материалы по теме. Кроме того, я делаю репосты со своими статьями, делюсь постами о себе из других лент, своими мероприятиями. Таким образом, я постоянно подтверждаю свой профессиональный статус.

Выкладывайте ваши фото с конференций и прочих профильных мероприятий, а также не скупитесь на достойные изображения на аватарке

Покажите своим подписчикам, что вы – эксперт и входите в профессиональное сообщество. Поэтому кроме личных портретов хорошо бы добавлять время от времени фотографии с конференций, форумов, тренингов и прочих мест, где вы подтверждаете вышесказанное.

Кроме того, не экономьте на хороших изображениях! Много раз слышала от клиентов, что фотографии влияют на выбор специалиста и испытала этот эффект на себе. Помню, как первый раз потратилась на профессиональную фотосессию, и на эти изображения в соцсетях «поймала» новых клиентов. Некоторые из них прямо сказали, что выбрали меня по фотографии.

Дозируйте личную информацию, а если выкладываете ее, то говорите только правду

Каждый раз, когда вы выкладываете в сеть приватную новость о себе или свое субъективное мнение, задайте себе три вопроса:

Я думаю, не стоит говорить о том, что будет лишним выкладывать селфи с корпоратива в обнимку с пьяными коллегами. Помню, как одна из коллег запостила слишком интимную, на мой взгляд, фото (в стиле «ню»). Мы потом долго обсуждали, зачем это было сделано и для кого предназначались эти кадры. Что уж говорить о клиентах, которые тоже проявили живейший интерес к данной съемке.

Если же вас угораздило запостить то, что не предназначалось для посторонних глаз, и компромат уже в сети, то не удаляйте информацию. Лучше напишите опровержение, извинитесь в комментариях или признайте свою некомпетентность.

Создавайте интересный и уникальный контент

Подумайте, что именно вы можете рассказать своим подписчикам. Людям интересен ваш личный, уникальный опыт. По-настоящему «цепляют» настоящие эмоции и истории, пережитые именно вами. «Пять типичных ошибок начинающего родителя», «Все, о чем молчит ветеринар», «Как я провел пять ужасных недель на Бали» и тому подобные материалы найдут отклик у вашей аудитории.

Кроме того, пробуйте разные форматы постов, смотрите на что откликается публика. Не пишите постоянно об историях своих свершений и байки об «успешном успехе» — это выглядит как показушная и фальшивая неправда. Гораздо интереснее читать рассказы о приходе в профессию, преодолении трудностей, сложностях в начале пути, пересмотре старых идей, ошибках и т.д. Будьте живым в своих историях!

Лично у меня отлично «заходят» посты на злобу дня. Например, недавно большой интерес вызвал пост о том, как психологически сберечь себя во время карантина. А когда появилась тема с самозанятыми, я подробно описывала, как перейти из стадии «ИП» в стадию «самозанятый». Популярными также оказались посты на профессиональные темы: о новых методах работы с утратой, о депрессии, где я подробно разбирала эти темы.

Общайтесь с подписчиками: не игнорируйте комментарии к опубликованному посту, отвечайте на вопросы, вовлекайтесь в дискуссию

Недостаточно просто «выдавать в мир» посты о вас и ваших услугах — важно работать с публикой дальше, создавая поле для потенциальных покупателей вашего продукта. 

В моем профиле почти 3 тысячи друзей и около 700 подписчиков. Часто после публикации моего нового материала под постами начинается оживленная дискуссия. Подписчики задают вопросы, делятся впечатлениями, просят совета, благодарят. Я специально выделяю время на такое общение. Говорю «спасибо» тем, кто тепло оценивает мой пост. Игнорирую оскорбления и провокации. Реагирую на конструктивную критику. Приглашаю попробовать терапию. Рекомендую своих коллег и т.д.

В результате, некоторые из моих подписчиков стали мне добрыми знакомыми, а некоторые пришли на терапию именно после знакомства с моими материалами в соцсетях. Я уже не говорю о том, что почти все клиенты просматривают мой профиль. А еще меня стали узнавать в профессиональном сообществе и рекомендовать как эксперта по тем вопросам, которые я ранее освещала.