
Опубликовано: 23.08.2023
Стратегия продвижения нужна для того, чтобы понять, что, кому и где предлагать. Без плана компания рискует потерять вложения, стать хаотичной и непредсказуемой. В статье рассказываем, как составить стратегию так, чтобы она приносила пользу бизнесу.
Что такое стратегия продвижения
Стратегия продвижения (СП) — план действий для привлечения внимания клиентов к своему продукту или услуге. СП определяет, на кого ориентироваться в качестве аудитории. Описывает, где и когда должен выполняться план продвижения. Предлагает графическую картину того, как реализовать маркетинговую стратегию и коммуникацию.
Зачем бизнесу план продвижения
Оптимизировать бюджет. При разработке плана, площадки и рекламные каналы выбираются взвешенно и обдуманно — не будет нерационального использования денежных средств.
Повысить продажи и прибыль. Стратегия поможет понять, на какие рынки стоит обратить внимание, а что игнорировать.
Контролировать действия и результаты. С чётко проработанным планом проще определить в каком направлении двигаться бизнесу. Какие каналы и гипотезы оправдали себя и где допускались ошибки.
Как разработать маркетинговую стратегию
В зависимости от цели, маркетинговая стратегия включает разные разделы — нет чёткого плана действий. Всё составляется индивидуально и нет жёстких требований к конечной форме документа. Рассмотрим 7 шагов для составления стратегии продвижения, без которых сложно обойтись.
Шаг 1. Проанализировать текущую ситуацию
Необходимо определить, по какому пути сейчас движется бизнес, основные каналы и инструменты. Выделить эффективные и неработающие — для дальнейшего развития.
Следует обратить внимание на:
- спрос на товары или услуги, отзывы на них;
- сильные и слабые стороны товара или услуги;
- качество взаимодействия с клиентами;
- сайт и страницы в соцсетях;
- email-рассылку и рекламу.
Шаг 2. Сформировать цели и задачи
Прежде чем приступать к разрабатыванию стратегии, нужно спросить себя, чего хочу добиться с помощью неё. Необходимо поставить подробные и чёткие цели — это важный шаг в составлении плана продвижения. Например, по методике SMART. Она поможет конкретизировать идеи, сосредоточить усилия, продуктивно использовать ресурсы и повысить шансы на достижение поставленных задач.

В одной стратегии можно совмещать несколько целей, но они должны дополнять друг друга. Устанавливая подобные цели, можно отслеживать прогресс и работоспособность стратегии.

Шаг 3. Изучить целевую аудиторию
Понимание целевой аудитории (ЦА) позволяет сосредоточить усилия и свести к минимуму вероятность провала стратегии продвижения. Распространённый способ определить свою ЦА — создать портрет покупателя. Так товар или услуга будут направлены именно на тех, кого интересует продукт.
Чтобы создать портрет покупателя, потребуется узнать:
- местоположение, пол, возраст и доход;
- чем интересуется, хобби;
- самые часто посещаемые интернет-ресурсы;
- что покупатель хочет достичь с помощью продукта;
- какие боли продукт может помочь преодолеть.

Дополнительно для составления портрета можно:
- Опросить существующих клиентов. В социальных сетях можно провести онлайн-опрос на 20-30 человек. Это поможет понять причины беспокойства, боли и стремления потенциального покупателя.
- Провести опрос или интервью. Достаточно будет опросить 5-10 человек. Сделать это можно лично или по телефону. Необходимо подготовить несколько вопросов, которые помогут определить проблемы и цели клиента.
- Совет. Не пытайтесь угодить всем — выберите одну целевую категорию. Это позволит эффективнее тратить рекламный бюджет.
Шаг 4. Провести анализ конкурентов
Изучение конкурентов позволяет строить стратегию с учётом их слабых сторон и побеждать, действуя лучше. Необходимо внимательно изучить их стратегии — от сообщений и каналов до самого эффективного контента.
Чтобы проанализировать конкурентов необходимо:
- Посмотреть сайт и социальные сети. Найти страницы можно по хэштегам и на онлайн-маркетах, например, Яндекс.Маркет или OZON. Проанализировав веб-сайт и соцсети, можно создать более привлекательное предложение для своего контент-маркетинга.
- Изучить ассортимент. Необходимо обратить внимание на то, что предлагает конкурент. Нужно принять к сведению цены и скидки, которые они предлагают клиентам. Желательно сохранить прайс-листы — они могут пригодиться в дальнейшем для разработки ценовой политики.
- Сделать заказ или посетить лично. Таким способом можно оценить качество и сервис со стороны покупателя. Выделить положительные моменты или же слабые стороны.
- Прочитать отзывы на сайтах. Например, на irecommend.ru или otzovik.com найти отклики на товары или услуги конкурентов. Дополнительно оценки и комментарии от клиентов можно посмотреть на Яндекс.Картах или 2GIS.
После того как изучили конкурентов, для удобства можно составить сводную таблицу с их основными преимуществами. Это позволит выделить некоторые идеи и доработать их в лучшую сторону.

Шаг 5. Составить уникальное торговое предложение
Уникальное торговое предложение (УТП) необходимо для того, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Предложение покажет, чем ваш продукт или услуга лучше других и почему покупатель должен выбрать вас.
Предложение должно быть:
- Уникальным. Предлагать услуги или определённые их свойства, которых нет у конкурентов.
- Конкретным. Показывать чёткую выгоду для клиента.
- Выгодным. Предложение должно быть интересным как для разовой покупки, так и для долгосрочного сотрудничества.

Шаг 6. Выбрать канал продвижения
Исходя из целей, анализа целевой аудитории и бюджета необходимо выделить каналы, которые будут использоваться. Для каждого нужно определить KPI.
Основные каналы продвижения:
- реклама в соцсетях и средствах массовой информации;
- рекламные щиты и газеты;
- email-маркетинг;
- SEO, SMM.
Не нужно зацикливаться на всех каналах продвижения сразу, но и использовать один нерезультативно. Лучшим решением будет использовать комплексный подход.
Например, можно придерживаться пропорции:
- 2 собственных медиаканала. Каналы, над которыми имеется полный контроль — страницы в соцсетях, блог, веб-сайт, email-рассылки
- 1 платный. Площадки, которые оплачивает компания — телевизионная, нативная и контекстная реклама, платный поиск.
- 1 приобретённый. Реклама товара, которая создала ЦА. Например, обзоры и обсуждение продуктов, товаров или услуг.
Шаг 7. Провести анализ результатов
После того как вы разработали и внедрили стратегию продвижения важно провести анализ результатов. Необходимо подвести итоги поставленных задач за определённый период: за месяц, полугодие или год. Например, собрать отзывы о компании и продукции, провести сквозную аналитику. Каждое действие измеряется и соотносится с ключевыми показателями эффективности (KPI), чтобы выяснить, получили ли мы ожидаемую рентабельность вложений.